1. А. Н. Островский — один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. Он создал свой особый стиль, который можно назвать «театром Островского». К этой школе принадлежат и некоторые другие драматурги, например А. В. Сухово-Кобылин. Жизнь Островского была тесно связана с театром:в течение многих лет он плодотворно сотрудничал с Малым театром. Его имя важно не только для литературной, но и для театральной традиции.2. Любимый жанр Островского — комедия. «Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формой к достижению нравственных целей и признавая в себе воспринимать жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать» (Островский о своей первой комедии, «Банкрут», она же «Свои люди — сочтемся»). Комедийный элемент неизменно присутствует и в тех пьесах Островского, которые не являются комедиями. В пьесах Островского смешное органично сочетается с возвышенным, гротеск с патетикой, грубый комизм с высокой гражданской риторикой.3. В большинстве пьес Островского изображается патриархальный русский мир: купечество, замоскворецкое («Банкрут») и провинциальное («Гроза», «Бесприданница»), чиновники («Доходное место»), помещики («Лес»), актеры («Лес», «Таланты и поклонники»). Иногда темой пьесы становились исторические («Кузьма Минин») или даже мифологические («Снегурочка») сюжеты.4. Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально-злободневном и фольклорно-мифологическом. В ранних пьесах Островского с большой симпатией показана жизнь провинциального купечества, сохранившего черты допетровской «старины», неевропеизированный быт и уклад. В более поздних пьесах изображаются новые тенденции в общественной жизни (например, растущая сила власти денег) и запечатлевается кризис патриархального мира, чаще появляется тема «самодуров» и «жертв». Яркий пример такой тенденции — пьеса «Гроза», где фольклорно-мифологический, идеализированный взгляд на патриархальный мир («В обетованной земле живете») принадлежит карикатурному, гротескному персонажу — Феклуше.5. Сюжеты пьес Островского имеют, как правило, несложную cтpyктypy, ситуации (например: молодые ищут свое счастье) и некоторые функции персонажей, нечто вроде амплуа (например: родитель, мешающий молодым воссоединиться), сохраняются от пьесы к пьесе (Кабаниха в «Грозе», Гурмыжская в комедии «Лес»).6. Видимая простота языка, влияние народного лубочного театра и вообще фольклора (поговорки в названиях многих пьес и «поговорочное» звучание реплик героев) сочетается у Островского с тонкой игрой психологических и культурных подтекстов.7. Во многих пьесах Островского изображается отдельный город (часто провинциальный) как некое конкретное, замкнутое и самодостаточное место, образ которого мифологизируется и одновременно является воплощением России. Эта традиция восходит к Пушкину (село Горюхино), Гоголю (Диканька, Миргород, Петербург) и имеет множество других примеров в русской литературе. Сходную же роль может выполнять не город, а село или замкнутая, обособленная часть города. Таковы города Калинов в «Грозе», Бряхимов в «Бесприданнице», село Пеньки в «Лесе», Замоскворечье в ранних комедиях Островского.8. Во многих пьесах Островского большое значение имеют сложные и многоплановые символические образы («гроза», «лес» и «дорога через лес», «волки и овцы» в одноименных пьесах) и сквозные мотивы («грех», «суд» в «Грозе», мотив «театра» в «Лесе»). Часто такие образы и мотивы обозначены уже в названиях пьес.9. В пьесах Островского особое значение имеют диалоги героев, созданные с большим поэтическим мастерством (речевая индивидуализация образов героев).10. Традиции классицизма в пьесах Островского проявляются в некоторой установке на дидактизм, афористичности высказываний героев, в наличии идеологического героя-резонера, выражающего линию автора.