- О каких чувствах пишет автор рассказа? (Герой сначала испытывает недоумение, «дивясь своей ошибке», потом ему становится жутко, когда совсем стемнело, он «отчаянно устремился вперед», опять не узнал местности- «странное чувство овладело» им; «сердце сжалось», понял, что окончательно заблудился и пошел «по звездам- наудалую».)
- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?
(Тревожное настроение создается с особой лексики, тропов, деталей, которые передают чувства человека: «тотчас охватило неприятная, неподвижная сырость»; «летучие мыши уже носились, … таинственно кружась и дрожа»; «пустынное поле»; «ночь приближалась и росла как грозовая туча»; «даже с вышины лилась темнота»; «какая- то неторная дорожка»; «все кругом быстро темнело и утихало»; «небольшая ночная птица… пугливо нырнула в сторону»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались шаги в застывающем воздухе»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»; «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука»; «вдруг очутился над страшной бездной». Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений, обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)
- Почему герою «стало совестно перед своей собакой»?
(Герой надеялся, что его собака найдет дорогу, но она сама не знала, куда идти. Совестно ему стало потому, что он, разумный человек перед трудностями, ищет у собаки. Он «отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда следовало идти»- так герой хотел скрыть свою растерянность перед собакой и перед самим собой.)
- О чем говорили ребята в ночном?
Композиция
летний день
летнее утро летняя ночь
- К какому времени относятся все рассказы )
План
1 Экспозиция – июльский день
2. Завязка – охота за тетеревами. Заблудился
3. Развитие – встреча в ночном
4. Кульминация – подслушанные разговоры у костра
5. Развязка – пробуждение и уход от спящих мальчиков
Домашнее задание: выписать пейзажные зарисовки природы
Подготовьте характеристику героев рассказа.