Нужно сделать грамматическое задание на диктант. Грамотность на Руси
(1)Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2)Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и распространению письменности ещё на заре её цивилизации.
(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
(7)Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10)Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.
Грамматическое задание:
1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
2. Среди предложений 1−4 найдите предложение с вводной конструкцией. Укажите его номер.
3. Среди предложений 7−10 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
4. Из предложения 9 выпишите все предлоги.
5.Из предложений 4–6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
6.Из предложений 7−10 выпишите обособленное обстоятельство.
7.Укажите образования слова письменности (предложение 3).
8.Выпишите словосочетание (предложение 4), построенное на основе примыкания.
9.Выпишите грамматические основы предложения 5.
- Грамотность на Киевской Руси
- Влияние христианства на письменную культуру Киевской Руси
2. Предложение с вводной конструкцией - Предложение номер 4: "Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах." Вводная конструкция "Не без основания" вносит дополнительную информацию в предложение.
3. Бессоюзное сложное предложение - Предложение номер 10: "Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги." В этом предложении две части "Это беспрецедентное открытие в археологии" и "в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги" соединены двоеточием и выполняют роль одного предложения.
4. Предлоги в предложении 9:
- в
- на
5. Слово с чередующейся безударной гласной в корне:
- Предложение 4: "воспринята"
- Предложение 5: "преграждало"
- Предложение 6: "подтверждается"
6. Обособленное обстоятельство в предложениях 7-10:
- Предложение 7: "Недаром"
- Предложение 8: "Без преувеличения"
- Предложение 9: "В небезызвестных раскопках"
- Предложение 10: "в археологии"
7. Образование слова "письменности" - словообразование произошло от основы "письмен" и суффикса "ность", которая образует от этого основы существительные с абстрактным значением.
8. Словосочетание, построенное на основе примыкания:
- Предложение 4: "самого короткого времени".
9. Грамматические основы предложения 5: "Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма." Грамматические основы предложения - "преграждало" и "овладели".