«Нечистая водит». (1)Заблудившийся в лесу человек вдруг обнаруживает, что все время возвращается на одно и то же место, хотя и старается идти по прямой. (2)«Нечистая водит», — говорят в таком случае суеверные люди.
(3)Остановимся на действительной основе этих явлений.
(4)В Венеции на площади святого Марка проводился экспери¬мент: желающему предлагали пройти с завязанными глазами по прямой линии через всю площадь к собору. (5)Как будто задача И тем не менее всякий раз испытуемые уверенно уклонялись в сторону, описывая кривую. (7)Действие таинственных сил? (8)Дело в том, что, как правило, у человека шаг одной ноги несколько меньше шага другой. (9)И пусть эта разница будет ничтожно малой, но, суммируясь, она опреде¬ляет постоянное отклонение человека от прямой в том случае, если он не руководствуется ориентирами.
(10)Когда идете в незнакомый лес, замечайте особые приметы леса: породы деревьев, крупный лес, мелколесье, овраги, ручьи, чтобы по замеченным ориентирам найти обратную дорогу, а лучше всего возьмите компас и научитесь им пользоваться.
(Л. Пинчук)
1. Укажите типы придаточных в предложени 1.
2. Укажите вид подчинения в предложении 1.
3. Укажите типы придаточных в предложении 10.
4. Укажите под подчинения в предложени 10.
5. Укажите тип односоставного предложения 3. .
6. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.
7. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах.
8. Укажите номер предложения, содержащего сравнение.
9. Укажите номера предложений, содержащих обособленное обстоятельство,
10. Из предложения 9 выпишите подчинительный условный союз.
2. В предложении 1 подчинение является несовершенным, так как действие в придаточном предложении происходит в один и тот же момент с действием в главном предложении.
3. В предложении 10 имеется одно придаточное дополнительное предложение ("чтобы по замеченным ориентирам найти обратную дорогу"), вводимое союзом "чтобы".
4. В предложении 10 подчинение также является несовершенным, так как действие в придаточном предложении происходит в один и тот же момент с действием в главном предложении.
5. Предложение 3 является простым односоставным.
6. Грамматическая основа в предложении 5: "Как будто задача".
7. В предложении 3 отсутствуют однородные члены, поэтому номер предложения с обобщающим словом не указывается.
8. Предложение 5 содержит сравнение: "Как будто задача... испытуемые уверенно уклонялись в сторону".
9. Обособленные обстоятельства отсутствуют в предложениях данного текста.
10. В предложении 9 выпишем подчинительный условный союз: "если".