КАМЕНЬ (1) Видали ли вы старый серый камень на морском прибрежье, когда в него, в час прилива, в солнечный веселый день, со всех сторон бьют живые волны — бьют и играют и ластятся к нему — и обливают его мшистую голову рассыпчатым жемчугом блестящей пены? (2) Камень остается тем же камнем — но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. (3) Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. (4) Так и на мое старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души — и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня! (5) Волны отхлынули... но краски еще не потускнели — хоть и сушит их резкий ветер. Май, 1879 1-е предложение сложное (с подчинительной связью: союз когда, придаточное изъяснительное), так как содержит 2 грамматических основы: 1) вы видали; 2) волны бьют (и) обливают.
2-е предложение сложное (с сочинительной связью: союз но), так как есть 2 грамматических основы: 1) камень остаётся; 2) цвета выступают.
3-е предложение сложное (с подчинительной связью: союз когда, придаточное определительное), так как есть 2 грамматических основы: 1) они свидетельствуют; 2) гранит начинал твердеть (и) горел.
4-е предложение сложное (с сочинительной связью: союз и), так как есть 2 грамматических основы: 1) души нахлынули; 2) оно зарделось.
5-е предложение сложное (с сочинительной связью и подчинительной связью: союзы но, хоть и), так как есть 3 грамматических основы: 1) волны отхлынули; 2) краски не потускнели; 3) ветер сушит.
Художественный текст со сложными предложениями
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
КАМЕНЬ(1) Видали ли вы старый серый камень на морском прибрежье, когда в него, в час прилива, в солнечный веселый день, со всех сторон бьют живые волны — бьют и играют и ластятся к нему — и обливают его мшистую голову рассыпчатым жемчугом блестящей пены?
(2) Камень остается тем же камнем — но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. (3) Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами.
(4) Так и на мое старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души — и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня!
(5) Волны отхлынули... но краски еще не потускнели — хоть и сушит их резкий ветер.
Май, 1879
1-е предложение сложное (с подчинительной связью: союз когда, придаточное изъяснительное),
так как содержит 2 грамматических основы:
1) вы видали; 2) волны бьют (и) обливают.
2-е предложение сложное (с сочинительной связью: союз но),
так как есть 2 грамматических основы:
1) камень остаётся; 2) цвета выступают.
3-е предложение сложное (с подчинительной связью: союз когда, придаточное определительное),
так как есть 2 грамматических основы:
1) они свидетельствуют; 2) гранит начинал твердеть (и) горел.
4-е предложение сложное (с сочинительной связью: союз и),
так как есть 2 грамматических основы:
1) души нахлынули; 2) оно зарделось.
5-е предложение сложное (с сочинительной связью и подчинительной связью: союзы но, хоть и), так как есть 3 грамматических основы:
1) волны отхлынули; 2) краски не потускнели; 3) ветер сушит.