Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта и писателя в.а. солоухина: «эпитеты – одежда слов». аргументируя свой ответ, 2 примера из прочитанного текста. приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. (1) ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2)остался один гоша. (3)дежурит у подъезда и ждёт кого- (4)вот наконец она появилась. (5)загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)верочка. – (7), – говорит верочка и поёживается. – (8)холодно (9)дай куртку. (10)гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками. – (11)тебе отец из чего-нибудь привёз? – (12)ага. (13)вот, смотри, . – (14)а матери привёз чего-нибудь? (15)духи, например? (16)принеси посмотреть. – (17)но как же (18)вера, мне (19)ну, – (20)тогда становись на голову. (21)ну? ! – (22)брось, (23)не – (24)сейчас же встань на голову! – (25)ну, (26)гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27)верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. – (28)кто главный? – спрашивает она. – (29)ну, – (30)перевернись. (31)и тащи духи. (32)а то заставлю стоять на голове целый день! (33)вытирая ладони о свою майку, гоша топчется , моргает, но верочка неумолима. (34)и тогда, отдав ей , гоша плетётся к себе в квартиру. (35)торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор серёжка и павлик, одноклассники гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой. – (36)это ракета, – сообщает серёжка внушительно. – (37)в лесу запустим. (38)верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. (39)дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор гоша. (40)оглядывается, протягивает верочке голубой блестящий флакон. (41)гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но верочка заставила. (42)ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)и гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с верочкой: (44)«на, смотри, если » (45)верочка понимает его состояние. (46)и ей не нравится, что гоша разговаривает свысока. (47)лицо у верочки становится задумчивое. (48)она склоняет голову набок, прищуривается. (49)прежде, года три назад, с таким выражением верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)теперь она не дерётся. (51)есть другие она нехотя берёт голубой флакон. – (53)так, понятно… (54)а спички у тебя есть? – (55) (56)ну, в посмотри в кармане. – (57)ага. (58)теперь поджигай этот хвост! – (59)верочка показывает на оставленную мальчишками ракету. – (60) – ничего не соображая, бормочет гоша. – (61)что это? – (62)бомба. (63)пусть бабахнет. – (64) – растерянно бормочет гоша. – (65) – (66)кто главный? – (67)верка, перестань! – (68)ах, так? – (69)вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на – (71)верка! (72) (73)верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой. (74)и тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75)гоша, оцепеневший от ужаса гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый гоша вдруг отталкивает верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.
Как можно разговаривать? Просто ведя беседу или украшая её. А чем можно и нужно украшать беседу? Конечно эпитетами!
Эпитеты лучше выразить слова и словосочетания. Иногда они дополняют текст или делают его более понятным. Допустим, мальчик объясняет что-то своему другу, и это надо передать автору произведения. Какой речевой приём будет использовать писатель? Он добавит эпитеты:
–Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно, – В лесу запустим.
Здесь эпитет – внушительно. Он читателю понять интонацию Серёжки.
Какими бы были слова без эпитетов? На мой взгляд, скучными и однообразными. Или хотя бы непонятными. Скажем, вот есть текст:
Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой.
И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.
А вот этот же текст без эпитетов:
Верочка стоит над картонной трубой.
И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. Гоша, прижавшийся к стене, вдруг отталкивает Верочку и животом падает на ракету.
Можно заметить, что второй текст немного непонятен по сравнению с первым и хуже передаёт всю сцену.
Итак, эпитеты, как средство художественной выразительности давно известно. Они нам понять происходящее, лучше представить его себе и просто украшают текст. Они – одежда слов, как сказал русский поэт и писатель В. А. Солоухин. И он оказался прав!