Напишите сочинение по тексту егэ. (1)В деле прогресса человечества мы редко замечаем влияние наследственности. (2)Все эти фарадеи, эдиссоны, форды, граммы, колумбы, ватты, стефенсоны, ньютоны, лапласы, франклины и прочие вышли из народа и не имели талантливых предков. (3)Никаких следов наследственности мы тут не видим. (4)Ясно, что гений более создаётся условиями, чем передаётся от родителей или других предков. (5)Таланты у предков, может быть, и были, но, очевидно, на весь мир не проявлялись: они выражались мелочно.
(6)Только в очень редких случаях сказывается явно наследственность дарований. (7)Так, Гершель-сын и Дарвин-сын были знамениты, хотя далеко не так, как их отцы. (8)Но примеров таких в истории гораздо меньше, чем обратных, поэтому вывод напрашивается такой: гений создаётся неизвестными нам условиями и подходящей средой.
(9)И всё же нельзя целиком отрицать и влияние наследственности. (10)Поэтому я прежде всего расскажу то немногое, что я знаю о моих родителях и их роде. (11)В детстве и молодости меня это нисколько не интересовало и я ничего не узнавал. (12)Потом ещё и глухота тому помешала.
(13)Характер отца был близок к холерическому. (14)Отец всегда был холоден, сдержан. (15)Среди знакомых слыл умным человеком и оратором, среди чиновников — нетерпимым по своей идеальной честности. (16)Вид имел мрачный. (17)Редко смеялся. (18)Был страшный критикан и спорщик. (19)Ни с кем не соглашался, но, кажется, не горячился. (20)Отличался сильным и тяжёлым для окружающих характером. (21)Никого не трогал и не обижал, но все при нём стеснялись. (22)Мы его боялись, хотя он никогда не позволял себе ни язвить, ни ругаться, ни тем более драться.
(23)Пристрастие у него было к изобретательству и строительству. (24)Меня ещё не было на свете, когда он придумал и устроил молотилку, – увы, неудачно! (25)Старшие братья рассказывали, что он с ними строил модели домов и дворцов. (26)Всякий физический труд и самодеятельность он поощрял в нас. (27)Мы почти всё делали всегда сами.
(28)Мать была совершенно другого характера: натура сангвиническая, даровитая, хохотунья, насмешница. (29)В отце преобладали характер, сила воли, в матери же — талантливость. (30)Её пение мне очень нравилось. (31)Темперамент отца умерял природную пылкость и легкомыслие матери.
(32)У родителей было пренебрежение к одежде, к наружности и уважение к чистоте и скромности. (33)Особенно у отца. (34)Зимой мы ходили в дешёвых полушубках, а летом и дома — в рубашках. (35)Иной одежды, кажется, не было — я даже на учительскую должность ехал в полушубке, прикрытом дешёвым балахоном. (36)Исключение было для учащихся в школах. (37)По крайней мере, были сюртуки (тогда в школах блуз не носили).
(38)Отец был здоров: я не помню его больным. (39)Только после смерти матери у него сделались приливы крови к мозгу (в 50 лет), и он всю остальную жизнь носил на голове компресс.
(40)Мать тоже была хорошего здоровья. (41)Никогда не видел её в постели, никогда не замечал прыщика на её лице.
(42)Как же сказались на мне свойства родителей? (43)Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери. (44)Почему же не сказалось то же у братьев и сестёр? (45)А потому, что они были нормальными и счастливыми. (46)Меня же унижала всё время глухота, бедная жизнь и неудовлетворённость. (47)Но именно она то и дело подгоняла мою волю, заставляла работать, искать.
(48)Возможно, что умственные задатки у меня слабее, чем у братьев: я же был моложе всех и потому поневоле должен быть слабее умственно и физически. (49)И только крайнее напряжение сил сделало меня тем, что я есть. (50)Глухота — ужасное несчастье, и я никому её не желаю. (51)Но всётаки теперь признаю́ её великое значение в моей деятельности — в связи, конечно, с другими условиями. (52)Безусловно, причин ещё множество: например, наследственность, удачное сочетание родителей, гнёт судьбы. (53)Но всего предвидеть и понять невозможно.
(По К.Э. Циолковскому)*
1. Введение:
- Определение темы текста: влияние наследственности на прогресс человечества.
- Краткое описание основной идеи автора.
- Представление плана сочинения.
2. Развитие:
- Описание основных аргументов автора, представленных в тексте.
- Обоснование каждого аргумента с приведением примеров из текста.
- Разбор утверждений автора на основе шагового решения проблем.
3. Вывод:
- Подтверждение или опровержение тезиса автора о влиянии наследственности на прогресс человечества.
- Собственное мнение о теме и аргументация.
- Окончательный вывод о том, какие факторы, на ваш взгляд, оказывают большее влияние на прогресс человечества.
Обращаясь к конкретным утверждениям автора, можно использовать шаговое решение:
- Аргумент второго утверждения (фарадеи, эдиссоны и т.д.), можно разобрать следующим образом:
- Показать, что эти известные личности внесли заметный вклад в прогресс человечества.
- Обосновать, что их таланты и гении были сформированы под влиянием определенных условий и среды, а не исключительно наследственностью.
- Аргумент о влиянии наследственности на гениев:
- Привести примеры "случаев наследственности", таких как Гершель-сын и Дарвин-сын, чтобы показать, что наследственность может влиять на потомков.
- Привести контраргументы для этих примеров, указывая на то, что они не достигли такой же известности, что подразумевает наличие других факторов, включая условия и среду.
- Объяснить, что эти примеры являются исключением, подтверждающим правило о неизвестных условиях формирования гениев.
- Аргумент о влиянии условий и среды на создание гениев:
- Последовательно разобрать утверждение автора, что гений создается условиями и подходящей средой.
- Обсудить, какие условия и среда могут способствовать формированию гениев, приводя примеры из реального мира (образование, научные открытия, культурная атмосфера и т.д.).
- Обратить внимание на то, что условия и среда могут быть полезными для развития индивидуального потенциала.
- Аргумент о невозможности полностью отрицать влияние наследственности:
- Обсудить примеры и факты, указывающие на значимость наследственности, такие как схожие черты внешности, темпераменте или талантах между родственниками.
- Показать, что наследственность имеет свое место в объяснении некоторых черт и способностей, но не является единственным фактором в формировании гениев.
В заключении можно сформулировать общее мнение по поводу влияния наследственности на прогресс человечества, указав, что наследственность играет определенную роль, но