Обычно, рассказывая о Коми Республике, пишут о ее суровой, но прекрасной природе, полной редчайших богатств. Это неудивительно, ведь наша республика - удивительный по своей красоте край. Огромные площади нетронутых лесов, болот, рек и маленьких речушек, где живет сотни видов животных и растет сотни видов растений. Общая площадь лесов лесного фонда составляет 38,9 млн. га - это 3,5% площади всех лесов России. В разведанных на территории республики месторождениях сосредоточено общероссийских запасов: нефти – около 3%, угля – 4,5%, барита – 13%, бокситов – 30%, титана – около 50%, кварцево-жильного сырья – около 80%...Можно было бы долго расписывать великолепные богатства нашего края, но не это является темой моего сегодняшнего сочинения. Я бы хотела поговорить о людях, которые прославили наш край далеко за его пределами. Это наши ученые, исследователи, художники, писатели и спортсмены. Список их огромен, и я не могу объять необъятное, а именно назвать всех тех, кто прославил нашу Коми Республику, внес лепту в ее развитие.Поэтому я расскажу о нескольких людях, представителях совершенно разных интересов, которых объединяет одно - благодаря им Коми Республика стала известна всему миру как край ярких талантов и личностей, награжденных железной силой воли.Из нашей республики вышла целая плеяда великих спортсменов - олимпийских чемпионов по зимним видам спорта. Наши спортсмены всегда достойно представляли нашу страну на многих крупных международных соревнованиях, включая чемпионаты мира и олимпиады. Имена Виктора Жлуктова, Раисы Сметаниной, Василия Рочева, Николая Бажукова знает весь мир. Но перечень замечательных побед продолжают молодые спортсмены из Республики Коми: чемпион мира и Европы Александр Сухоруков, чемпионы России Анастасия Иваненко и Светлана Федулова. Многие почему- то думают, что обрести известность и всеобщую славу можно, только живя в наших столицах: Москве и Санкт- Петербурге. Я считаю, что судьба человека зависит не от его положения, а от его силы воли и упорства, благодаря которым можно добиться очень высоких результатов. И эти молодые спортсмены доказывают правоту моих слов – они пример упорного труда и тренировок, которые им стать известными по всему миру. Молодежь Коми должна гордиться ими и брать пример.
Традиционная одежда коми костюм в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. За основу женского костюма брали рубаху и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами).Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.
Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами).Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами.
Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.
Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.