Напишите изложение (до 85 слов) Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу, как от одной запятой зависела жизнь человека. (2)Некий повелитель на смертном приговоре какому-то преступнику наложил окончательную резолюцию, но забыл (или не знал как) поставить запятую: “Казнить нельзя помиловать”. (3)Как же понять эту резолюцию: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить? (4)Полную ясность внесла бы запятая: “Казнить нельзя, помиловать //Казнить, нельзя помиловать”. (5)Так жизнь осужденного оказалась зависимой от запятой. (6)Это, конечно, только забавная присказка, хотя такое может случиться, но не такими крайними случаями определяется значимость запятой и других знаков препинания.
(7)Главное то, что знаки препинания правильно понять написанное, а от правильного понимания сказанного и написанного зависит многое - успех или неуспех языкового общения.
(8)Приведем поэтому другие, самые простые примеры, как от знаков препинания зависит содержание и понимание текста. (9)“Надо учиться работать и отдыхать // Надо учиться, работать и отдыхать”: в первом предложении говорится о том, что надо учиться работе и отдыху, а во втором о том, что надо не только учиться, но еще работать, а также и отдыхать; “Это - общежитие для учащихся // Это общежитие - для учащихся”: в первом предложении говорится о каком-то здании, что оно является общежитием (для учащихся), а во втором - о каком-то общежитии, которое предназначено для учащихся. (10)Различие в смысловом содержании предложений связано с наличием или отсутствием запятой или тире.
(11)В устной речи это выражается звуковыми средствами -паузами, интонацией, в письменном изложении - знаками препинания. (12)“Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”, - писал советский писатель К. Паустовский.
(13)Соотношения устной и письменной формы речи не всегда так просты, как в приведённых примерах, определённые соотношения всегда есть, и пунктуация стремится выразить их как можно более полно и ясно.