Задание 2. ( ) Выдающийся педагог 19 в. В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение):
Задание 6. ( ) Определите, какой частью речи являются выделенные слова:
а) Он грустно улыбнулся.
б) Его лицо грустно.
в) Сегодня ему было особенно грустно.
а) Мы опять явились на то место.
б) В магазин-то сходил?
в) Осенью во дворе то дождь, то снег.
а) Отец шел мне навстречу.
б) Мы торопились на встречу с другом.
в) Сильный человек всегда готов идти навстречу трудностям.
а) Он жил в доме напротив.
б) Напротив школы был стадион.
в) Он думал, что задачка легкая, а она, напротив, оказалась сложной
Задание 7. ( ) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов?
Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
(Г. Державин. Властителям и судиям)
Задание 8. ( ) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях.
Птичка лежала на траве и дрожит всем телом.
Уехав из города, меня долго мучили неприятные воспоминания.
Швабрину наплевать на мнение окружающих.
Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила ее на пол.
Человек ведёт праздничную жизнь.
Это свойство свойственно всем писателям.
Наконец-то наступил долгожданный июнь месяц, и мы поехали отдыхать.
Жилин радовался, что обратно может совершить побег.
Задание 9. ( ) Л. В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв ё – буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед или мёд). В каких словах употребление буквы ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы?
Задание 10. ( ) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
(С. Есенин)
Задание 11. ( ) Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания:
Москва большой гости(н,нн)ый двор Петербург светлый маг…зин. Москва нужна для России для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит по(д,т)рунивать над Москвою над ее …ляповатостью и (не)ловкостью и бе(з,с)вкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продаж(н,нн)ый и (не)умеет говорить (по)русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди как(будто) сошедшие с журналь(н,нн)ых мод(н,нн)ых картинок выставляемых в окна даже старухи с такими узенькими талиями что делается смеш(н,нн)о на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине мод(н,нн) толпы какая(нибудь) матушка с платком на голове и уже соверше(н,нн)о без всякой талии. Сказал бы еще (кое)что но – Д…ста(н,нн)ция огромного р…змера!..(Н.В. Гоголь)
Задание 1. ( ) Расставьте ударение в словах:
Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.
Задание 2. ( ) Выдающийся педагог 19 в. В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение):
Медведь, очки, петух, печаль, председатель, работа, сейчас, созерцать, уважать, урожай
Задание 3. ( ) От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».
Архангельск –
Одесса –
Кострома –
Киев –
Курск
Пермь-
Рим –
Баку –
Задание 4. ( ) Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:
адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный.
Задание 5. ( ) Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:
Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.
Задание 6. ( ) Определите, какой частью речи являются выделенные слова:
а) Он грустно улыбнулся.
б) Его лицо грустно.
в) Сегодня ему было особенно грустно.
а) Мы опять явились на то место.
б) В магазин-то сходил?
в) Осенью во дворе то дождь, то снег.
а) Отец шел мне навстречу.
б) Мы торопились на встречу с другом.
в) Сильный человек всегда готов идти навстречу трудностям.
а) Он жил в доме напротив.
б) Напротив школы был стадион.
в) Он думал, что задачка легкая, а она, напротив, оказалась сложной
Задание 7. ( ) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов?
Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
(Г. Державин. Властителям и судиям)
Задание 8. ( ) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях.
Птичка лежала на траве и дрожит всем телом.
Уехав из города, меня долго мучили неприятные воспоминания.
Швабрину наплевать на мнение окружающих.
Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила ее на пол.
Человек ведёт праздничную жизнь.
Это свойство свойственно всем писателям.
Наконец-то наступил долгожданный июнь месяц, и мы поехали отдыхать.
Жилин радовался, что обратно может совершить побег.
Задание 9. ( ) Л. В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв ё – буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед или мёд). В каких словах употребление буквы ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы?
Задание 10. ( ) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
(С. Есенин)
Задание 11. ( ) Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания:
Москва большой гости(н,нн)ый двор Петербург светлый маг…зин. Москва нужна для России для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит по(д,т)рунивать над Москвою над ее …ляповатостью и (не)ловкостью и бе(з,с)вкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продаж(н,нн)ый и (не)умеет говорить (по)русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди как(будто) сошедшие с журналь(н,нн)ых мод(н,нн)ых картинок выставляемых в окна даже старухи с такими узенькими талиями что делается смеш(н,нн)о на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине мод(н,нн) толпы какая(нибудь) матушка с платком на голове и уже соверше(н,нн)о без всякой талии. Сказал бы еще (кое)что но – Д…ста(н,нн)ция огромного р…змера!..(Н.В. Гоголь)
Объяснение: