В 1941 году Совет Народных Комиссаров вынес постановление о сооружении памятника М. Ю. Лермонтову на его родине — в Москве. Предстояло осуществить идею, впервые появившуюся в кругах демократически настроенной московской интеллигенции еще в 1880-х годах. Однако помешала война. Поиски наилучшего образного решения возобновились в 1950-х годах, и лишь в 1965-м году на площади, носящей имя Лермонтова, состоялось торжественное открытие памятника работы скульптора И. Д. Бродского и архитекторов Н. Н. Миловидова, Г. Е. Саевича, А. М. Моргулиса.
Этот памятник безошибочно можно назвать самым романтическим по настроению из московских монументов. Скульптор удивительно точно сумел выразить в пластическом образе суть личности и характер творчества одного из величайших русских поэтов. Очень лаконичная по форме и динамике, вылепленная большими гладкими плоскостями, сходящимися и расходящимися под острым углом, жесткая по контурам, скульптура словно насыщена внутренней энергией. Стройная фигура напряжена. Беспокойно ведут себя линии и плоскости. Ветер развевает воротник и полы шинели, поза переменчива, неустойчива.
Очень выразителен портрет — задумчивое юношеское лицо с устремленным в себя, пронизанным глубоким драматизмом печальным взглядом. Приходит на ум незабываемый лермонтовский автопортрет 1837 года, о котором И. Л. Андроников написал: «...автопортрет изображает человека с неправильными чертами, но человека гениального: достаточно поглядеть на его огромные, печально взволнованные глаза».
Установка этого памятника на площади, при входе в небольшой сквер, представляет собой удачный пример создания микроансамбля на месте пересечения нескольких транспортных магистралей. Созданный в масштабах, соразмерных человеку, он образует как бы участок особой, художественной, интеллектуальной среды в шумной и суетной городской обстановке.
Важным элементом замысла становится стремление обогатить пластическую идею за счет художественного обыгрывания среды. В композицию включаются скамья, решетка, заполненная рельефами, в которых пластически материализуются образы самых романтических произведений Лермонтова — «Мцыри», «Демон», «Парус». Эффект рельефа построен на игре контрастов: бронзы и камня, гладкой поверхности цилиндрического постамента и сквозной решетки, монолитных и ажурных форм.
Известный прием использования решетки — характерного элемента декорации московских бульваров и скверов — дал возможность более органично включить мемориальный объект в уже сложившуюся зеленую зону сквера — «пятачка».
Надо заметить, что памятник Лермонтову, несмотря на то, что скульптор работал в характерной стилистике 1960-х годов (то есть, оперируя образными и художественно-пластическими приемами «сурового стиля»), удивительно родствен по духу своему герою и его эпохе, что для монументального искусства явление относительно редкое.
Этот памятник безошибочно можно назвать самым романтическим по настроению из московских монументов. Скульптор удивительно точно сумел выразить в пластическом образе суть личности и характер творчества одного из величайших русских поэтов. Очень лаконичная по форме и динамике, вылепленная большими гладкими плоскостями, сходящимися и расходящимися под острым углом, жесткая по контурам, скульптура словно насыщена внутренней энергией. Стройная фигура напряжена. Беспокойно ведут себя линии и плоскости. Ветер развевает воротник и полы шинели, поза переменчива, неустойчива.
Очень выразителен портрет — задумчивое юношеское лицо с устремленным в себя, пронизанным глубоким драматизмом печальным взглядом. Приходит на ум незабываемый лермонтовский автопортрет 1837 года, о котором И. Л. Андроников написал: «...автопортрет изображает человека с неправильными чертами, но человека гениального: достаточно поглядеть на его огромные, печально взволнованные глаза».
Установка этого памятника на площади, при входе в небольшой сквер, представляет собой удачный пример создания микроансамбля на месте пересечения нескольких транспортных магистралей. Созданный в масштабах, соразмерных человеку, он образует как бы участок особой, художественной, интеллектуальной среды в шумной и суетной городской обстановке.
Важным элементом замысла становится стремление обогатить пластическую идею за счет художественного обыгрывания среды. В композицию включаются скамья, решетка, заполненная рельефами, в которых пластически материализуются образы самых романтических произведений Лермонтова — «Мцыри», «Демон», «Парус». Эффект рельефа построен на игре контрастов: бронзы и камня, гладкой поверхности цилиндрического постамента и сквозной решетки, монолитных и ажурных форм.
Известный прием использования решетки — характерного элемента декорации московских бульваров и скверов — дал возможность более органично включить мемориальный объект в уже сложившуюся зеленую зону сквера — «пятачка».
Надо заметить, что памятник Лермонтову, несмотря на то, что скульптор работал в характерной стилистике 1960-х годов (то есть, оперируя образными и художественно-пластическими приемами «сурового стиля»), удивительно родствен по духу своему герою и его эпохе, что для монументального искусства явление относительно редкое.