Столица Монголии довольно молодой город, в становлении которого отразилась своеобразная история этой страны кочевых народов. На основе коренного населения и сменявших друг друга частично ассимилировавшихся племен на территории нынешних Монголии и Северо-Восточного Китая постепенно сложилась этническая общность монголов. В единое феодальное государство многочисленные племена кочевников были объединены к началу XIII в. нойоном (монгольским светским князем) Темучином (ок. 1155-1227 гг.), который вошел в историю с титулом Чингисхана, т. е. «великого хана всех племен». Единоличным правителем он был провозглашен в 1206 г на курултае (съезде) аристократии степей. Благодаря его завоеваниям значительно расширились границы Монгольской феодальной империи, просуществовавшей до последней трети XIV в. После ее распада не раз предпринимались попытки объединения разрозненных княжеств.
Экспедиция в Монголию в августе 2006 года, организованная московским клубом туризма «Направление», проходила по северу и северо-западу страны и ставила перед собой несколько задач: посетить шаманские места Монголии, располагающиеся в основном в районе озера Хубсугул, посетить некрополи и древние памятники домонгольских племен, а также развеять миф о Монголии как стране пустынь посещением многочисленных озер, среди которых крупнейшее соленое озеро Азии.
Экспедиция задействовала разные виды передвижения — пешие и конные переходы, автомобильные переезды. Маршрут был проложен от границы с Россией в поселке Монды до столицы Монголии Улан-Батора. За три недели экспедиция посетила сакральные места монголов, приверженцев шаманизма (сторукое дерево шаманов, пещера Даин-Дэрхийн), многочисленые скифские памятники (оленьи камни, каменные бабы), многие из которых, особенно на западе страны, до сих пор не описаны, а также писаницы петроглифов, располагающиеся в районе поселения Ульгий. Экспедиция собрала этнографический материал о быте монгольских и казахских кочевников, отраженный в экспедиционном фильме.
Собранный в ходе экспедиции материал ясно свидетельствует о том, что север Монголии — один из немногих регионов Земли, где шаманизм и его традиции сохранились в наиболее древнем виде. Об этом говорят обряды, проводимые до сих пор местными жителями, их атрибутика и символика. Сохранению традиций на протяжении веков кочевой уклад жизни монголов и брачный обычай в пределах племени.
В связи с тем, что одна из целей путешествия — собрать материал о племенах-оленеводах цата — не была достигнута — в августе нынешнего года под эгидой Русского географического общества планируется организовать вторую экспедицию в Монголию.
Экспедиция задействовала разные виды передвижения — пешие и конные переходы, автомобильные переезды. Маршрут был проложен от границы с Россией в поселке Монды до столицы Монголии Улан-Батора. За три недели экспедиция посетила сакральные места монголов, приверженцев шаманизма (сторукое дерево шаманов, пещера Даин-Дэрхийн), многочисленые скифские памятники (оленьи камни, каменные бабы), многие из которых, особенно на западе страны, до сих пор не описаны, а также писаницы петроглифов, располагающиеся в районе поселения Ульгий. Экспедиция собрала этнографический материал о быте монгольских и казахских кочевников, отраженный в экспедиционном фильме.
Собранный в ходе экспедиции материал ясно свидетельствует о том, что север Монголии — один из немногих регионов Земли, где шаманизм и его традиции сохранились в наиболее древнем виде. Об этом говорят обряды, проводимые до сих пор местными жителями, их атрибутика и символика. Сохранению традиций на протяжении веков кочевой уклад жизни монголов и брачный обычай в пределах племени.
В связи с тем, что одна из целей путешествия — собрать материал о племенах-оленеводах цата — не была достигнута — в августе нынешнего года под эгидой Русского географического общества планируется организовать вторую экспедицию в Монголию.