Во второй половине 1-го тысячелетия н. э. смоленские земли населяли славянские племена кривичей, которые, по словам «Повести временных лет»: «сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск» (863 г.). В 882 г. Смоляне признали власть киевского князя и вошли в состав древнерусского государства — Киевской Руси. Предметы, найденные при раскопках знаменитых Гнездовских курганов, расположенных около Смоленска и относящиеся к IX—XI вв., свидетельствуют о высоком искусстве местных мастеров различных видов прикладного искусства. В одном из курганов был найден сосуд, датируемый X в. н. э., с надписью «гороухша» (горчица). Эта древнейшая русская надпись на бытовом предмете свидетельствует о грамотности как ремесленников, так и городского населения Смоленска, приобретавшего эти предметы первой необходимости.
Во второй половине 1-го тысячелетия н. э. смоленские земли населяли славянские племена кривичей, которые, по словам «Повести временных лет»: «сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск» (863 г.). В 882 г. Смоляне признали власть киевского князя и вошли в состав древнерусского государства — Киевской Руси. Предметы, найденные при раскопках знаменитых Гнездовских курганов, расположенных около Смоленска и относящиеся к IX—XI вв., свидетельствуют о высоком искусстве местных мастеров различных видов прикладного искусства. В одном из курганов был найден сосуд, датируемый X в. н. э., с надписью «гороухша» (горчица). Эта древнейшая русская надпись на бытовом предмете свидетельствует о грамотности как ремесленников, так и городского населения Смоленска, приобретавшего эти предметы первой необходимости.