В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти.
Наши первые детские впечатления строятся на том, что все, что нас окружает (дом, родители), существовали вечно. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти. Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации.
Так случилось на Матере – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды». А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают, прежде всего, о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».
Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества».
В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти.
Наши первые детские впечатления строятся на том, что все, что нас окружает (дом, родители), существовали вечно. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти. Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации.
Так случилось на Матере – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды». А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают, прежде всего, о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».
Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества».
Объяснение: