Берёза «художественная» и берёза «научная» Художественное и научное постижение мира Материалы Беловой И.П., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 3 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Всеволожска Ленинградской обл. Для урока литературы в 8 классе. Слайд 2 Что делает слово, речь явлением художественного порядка? Подумаем о том, чем принципиально отличаются наука и искусство, одинаковы или различны средства постижения ими мира? Попробуем сопоставить научные и художественные тексты. Слайд 3 Задание 1 группы 1. Попробуйте самостоятельно составить научное описание берёзы. 2. Выпишите определение берёзы из толкового или энциклопедического словаря. 3. Сравните это описание с тем, что создано в стихотворении А.А.Фета «Печальная берёза». Слайд 4 Задание 2 группе 1. Самостоятельно составьте научное определение такого природного явления, как «паводок». 2. Выпишите определение понятия «паводок» из любого толкового или этимологического словаря. 3. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Определите разницу научного описания и художественного видения одного и того же явления. Слайд 5 Задание 3 группе 1. Какое из следующих ниже текстов относится к художественному, а какой к научному стилю речи? Докажите принадлежность текстов к определённому стилю. Слайд 6 Задание 2. Распределите термины, свойственные А) научному, Б) художественному стилям речи: 1)аргументация; 2)метафора; 3)эпитет; 4)фактология; 5)экспрессивность в выражении; 6)образы героев, предметов, людей; 7)научная терминология; 8)фантазия. А) Б) Слайд 7 1.Среди перечисленной ниже терминологии выделите ту, которая присуща стилю художественной литературы: - - объективная картина мира; - - субъективный взгляд автора; - - научные термины; - - метафоры; - - эпитеты; - - гипербола; - - научные понятия; - - художественные образы; - -экспрессивность; - - беспристрастность. Слайд 8 2.Среди выделенной терминологии найдите слово – «фаворит», которое вбирает в себя все особенности художественного видения мира, запишите его в тетради, попробуйте дать определение, запишите. 3.Посмотрите определение «образа» художественного в литературоведческом словаре. Запишите себе в тетрадь. 4.Объясните на примерах (вспомните исследованные только что тексты) так, чтобы ребёнку было понятно, что такое художественный образ. 5.Исправьте ошибку в нижеследующей таблице. Слайд 9 ИТОГ УРОКА Задания разного уровня сложности 1.Письменно составьте несколько сложных предложений, используя терминологию урока. 2.Составьте связный ответ по теме, непременно используя необходимую терминологию. При составлении старайтесь использовать обороты: напротив, в художественном стиле …;тогда как научное видение предполагает …; преимуществом же художественного стиля является …
Что делает слово, речь явлением художественного порядка? Подумаем о том, чем принципиально отличаются наука и искусство, одинаковы или различны средства постижения ими мира? Попробуем сопоставить научные и художественные тексты. Слайд 3
Задание 1 группы 1. Попробуйте самостоятельно составить научное описание берёзы. 2. Выпишите определение берёзы из толкового или энциклопедического словаря. 3. Сравните это описание с тем, что создано в стихотворении А.А.Фета «Печальная берёза». Слайд 4
Задание 2 группе 1. Самостоятельно составьте научное определение такого природного явления, как «паводок». 2. Выпишите определение понятия «паводок» из любого толкового или этимологического словаря. 3. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Определите разницу научного описания и художественного видения одного и того же явления. Слайд 5
Задание 3 группе 1. Какое из следующих ниже текстов относится к художественному, а какой к научному стилю речи? Докажите принадлежность текстов к определённому стилю. Слайд 6
Задание 2. Распределите термины, свойственные А) научному, Б) художественному стилям речи: 1)аргументация; 2)метафора; 3)эпитет; 4)фактология; 5)экспрессивность в выражении; 6)образы героев, предметов, людей; 7)научная терминология; 8)фантазия. А) Б) Слайд 7
1.Среди перечисленной ниже терминологии выделите ту, которая присуща стилю художественной литературы: - - объективная картина мира; - - субъективный взгляд автора; - - научные термины; - - метафоры; - - эпитеты; - - гипербола; - - научные понятия; - - художественные образы; - -экспрессивность; - - беспристрастность. Слайд 8
2.Среди выделенной терминологии найдите слово – «фаворит», которое вбирает в себя все особенности художественного видения мира, запишите его в тетради, попробуйте дать определение, запишите. 3.Посмотрите определение «образа» художественного в литературоведческом словаре. Запишите себе в тетрадь. 4.Объясните на примерах (вспомните исследованные только что тексты) так, чтобы ребёнку было понятно, что такое художественный образ. 5.Исправьте ошибку в нижеследующей таблице. Слайд 9
ИТОГ УРОКА Задания разного уровня сложности 1.Письменно составьте несколько сложных предложений, используя терминологию урока. 2.Составьте связный ответ по теме, непременно используя необходимую терминологию. При составлении старайтесь использовать обороты: напротив, в художественном стиле …;тогда как научное видение предполагает …; преимуществом же художественного стиля является …