Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же в как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе? Находя в языке много глубокого философского ума, истинно-поэтического чувства, изящного, поразительно верного вкуса, следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ, мы почти отказываемся верить, чтобы все это создала эта грубая, серая масса народа, по-видимому, столь чуждая и философии, и искусству, и поэзии, не выказывающая ничего изящного в своих вкусах, ничего высокого и художественного в своих стремлениях. Но в ответ на рождающееся в нас сомнение из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое с науки и сильно развитой мысли вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова, несущегося из самых отдаленных, самых диких, невежественных времен. З а д а н и я.
1. Определите тип речи и стиль. Аргументируйте свое заключение.
3. Изложите коротко содержание текста, отвечая на вопросы: о чем в нем говорит автор? Каков основной его тезис? Каковы аргументы, доказательства?
4. С чем вы согласны в рассуждениях автора, а что вызывает у вас сомнение и почему? Попытайтесь возразить автору.
5.
6. Какие эпитеты автора вам понравились (выпишите их вместе с определяемым словом), а с какими вы согласиться не можете? Почему?
7. Какие слова, употребленные в тексте, вы считаете устаревшими?
8. Объясните знаки препинания в первых трех предложениях.
9. Объясните все случаи постановки дефиса и тире в данном тексте. Сопоставьте правила их употребления.
10. Выпишите 10—15 слов с проверяемыми гласными в корне, наиболее трудных для написания, запишите проверочные слова.
11. Выпишите слова с безударными чередующимися гласными в корне, рядом запишите слова, подтверждающие чередование. Устно объясните трудные написания.
3. В тексте автор говорит о том, что язык каждого народа создан самим народом и что в языке присутствуют следы его культуры, истории, философии и искусства. Основной тезис автора состоит в том, что грубая и необразованная масса народа способна порождать высокие художественные произведения, которые вдохновляют поэтов, художников и музыкантов. Аргументы автора включают в себя фразы о народных песнях и о глубине и истине народных слов.
4. Можно согласиться с автором в его утверждении о значимости языка и его связи с культурой и искусством. Однако, возникает сомнение в том, что все выраженное в языке народа скрывается в народе, так как автор не предоставляет никаких доказательств или аргументов этому утверждению.
6. Автор использовал такие эпитеты как "глубокое философское ум", "истинно-поэтическое чувство", "изящный, поразительно верный вкус". Эти эпитеты помогают создать более яркую и эмоциональную картину языка и его способностей. Однако, некоторые эпитеты, такие как "грубая, серая масса" и "невежественная, грубая масса" вызывают негативное впечатление и могут быть субъективными оценками.
7. В тексте можно выделить такие устаревшие слова, как "народностей" и "диких". Они устарели из-за изменений в русском языке и смысле этих понятий.
8. Знаки препинания в первых трех предложениях используются для выделения подчинительных предложений и организации логической структуры текста. Запятая между "человеческого слова вообще и даже начало языка" и "точно так же как начало и истории" разделяет несочетаемые равноправные члены предложения. Тире после "народа" и "столь чуждая и философии, и искусству, и поэзии" обособляет пояснительные члены предложения.
9. Дефис используется в тексте для образования сложных слов: "сосредоточенной мысли", "тончайшим переливам", "строгой логики". Тире используется для выделения пояснительных членов предложения: "эта грубая, серая масса"; "глубину и истину этого слова".
10. Примеры слов с проверяемыми гласными в корне: создан, народ, существует, твердое, труда, духовных, порывов, следы, наблюдательности, потом. Проверочные слова: делан, неудуд, существөд, губуд, трудов, дуўахін, порывов, слѣдов, наблюдаютельностӣ, потенциал.
11. Примеры слов с безударными чередующимися гласными в корне: скрывается, бережно, выказывает, высокого, художественного. Слова, подтверждающие чередование: скрывался, бережнее, выказывают, высоких, художественные. Трудности в написании связаны с отсутствием строгих правил для написания таких слов и требуют запоминания.