- На уроках русского языка мы говорили о двух значениях слова: о значении основы – лексическом, и значении окончания – грамматическом. Лексическое значение сообщает о том, что слово обозначает, грамматическое – подсказывает его принадлежность к какой-либо части речи, сообщает о его форме. Важны оба значения! Сегодня мы в этом убедимся.
Работа по учебнику: с.91 упр.543, 544
- Прочитайте необычное предложение, которое придумал учёный Л.В.Щерба.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
- Из настоящих ли слов оно состоит? Какое значение отсутствует в словах предложения?
- Можно ли сказать, о ком говорится в предложении? А какие действия в нём названы? Поставь над этими словами ˅.
- Какие ещё действующие лица есть в предложении? Что-нибудь о них можно предположить? Подсказка: бокр – бокрёнок. Какие это слова? Как ты думаешь, кто такой бокрёнок? Какая часть слова об этом сообщает? Выдели её.
- Попробуем провести анализ предложения. (На листе.)
1. Запиши, какое предложение по цели, по интонации.
2. Задай во к главным членам предложения. Подчеркни их, укажи, какими частями речи они выражены. Запиши, в какой форме употреблены. Выдели в них окончания, а в одном сказуемом – примету времени – суффикс -л-.
3. К какой части речи отнесёшь первое слово? Поставь ˟ над его «командиром», укажи его форму.
4. Выпиши члены предложений парами.
Куздра (что сделала?) .
куздра ()
будланула (как?)
будланула ()
кудрячит ()
5. Есть ли в предложении служебное слово? Надпиши часть речи.