офеня - Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году. На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости и сплетни. Офени сложили свое общество, придумали кодекс и даже изобрели собственный сленг — феню. Пословица «Кто не работает — тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Владимир Даль говорил, что этот язык был придуман «для плутовских совещаний торгашей».
Николай Кошелев назвал свою картину, изображающую приезжего торговца, «Офеня-коробейник». Дело в том, что офенями окрестили преимущественно тех разносчиков, которые происходили из крестьян Суздальской и Владимирской губерний. В других местах их называли коробейниками. За эту работу автор был удостоен второй премии Общества поощрения художников.
Трубочист
Перепачканными сажей трубочистами часто пугали непослушных детей. Всегда молчаливые, они занимались какой-то «тайной» работой. Результата их труда никто не видел: ведь не полезут же заказчики проверять, как вычищены печные, каминные или вентиляционные трубы! Да и не каждый бы пролез: на работу трубочистом обычно брали людей худощавых, субтильных. Родиной этой профессии считается Дания, а в Россию она пришла в 1721 году с появлением первого очага с дымоходом. При полицейских участках тогда ввели должность чистильщика печей, которого позже стали называть на европейский лад — трубочист. В странах Северной Европы до сих пор можно встретить представителей этой профессии.
Фирс Журавлев изобразил испачканного сажей и копотью трубочиста в практичной черной одежде. Обут рабочий в тапочки, которые можно было легко снять, чтобы лезть по трубам. За эту картину художник в 1874 году был удостоен почетного звания академика Императорской академии художеств.
Фонарщик
Профессия фонарщика в более упрощенном виде существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили керосином. С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.
На картине Леонида Соломаткина «Утро у трактира» видно, как фонарщик, поднявшись по приставной лестнице, занимается своим делом — тушит свечу. У каждого работника был также длинный шест, с которого он зажигал и дозаправлял фонари.
Шорник
Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, не принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.
Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.
Бондарь
Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.
На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.
Время вносит свои коррективы во все сферы жизни, в том числе — в рынок труда. Специалисты каких профессий пользовались спросом у древних ? В далеком спросом пользовались совершенно другие профессии, иногда — парадоксальные, с нашей точки зрения.
Носильщики лектики:
Лектика — специальные носилки, которые использовали в Греции, Риме и Азии. Изначально они предназначались для транспортировки больных, но со временем стали предметом роскоши. Работа носильщиков была нелегкая во всех смыслах. Они должны были следить за плавностью передвижения, дабы избежать укачивания своего работодателя, а также транспортировать его не только по дорогам города, а и по лестницам, что в разы усложняло задачу
Гимнасиарх: дело почетное
Если бы сейчас существовала одна из самых почетных профессий древности — гимнасиарх, А в должностные обязанности входило бы обучение и воспитание молодого поколения, а также организация соревнований между его представителями. Если же гимнасиарх сталкивался с неприемлемым поведением или ленью — вполне мог наказать непослушного ученика любым методом по собственному усмотрению.
Уринатор: профессия из глубины
Слово «уринатор» у неосведомленного человека, скорее всего, вызовет ошибочные ассоциации. Геймеры вспомнят об одноименной игрушке, медики, возможно, предположат, что это вид терапии. Но в древние времена это было всего лишь названием одной из сложнейших профессий — ныряльщика на большую глубину (до 30 м) с целью сооружения под водой необходимых конструкций, в частности, в портовых городах. . Эта профессия отличалась сложностью и опасностью для жизни, поэтому ее представители были уважаемыми людьми.
Фармацевт: практически волшебник
. Для создания некоторых лечебных средств фармацевты использовали более 100 ингредиентов, предварительно исследовав их свойства и особенности взаимодействия. Но для того, чтобы освоить эту профессию, необходимо было учиться около 10 лет у опытных коллег, поэтому основная трудность заключалась в образовании.
Номенклатурщик: живой гаджет
Он должен был знать что-то обо всем и все о чем-то. Быть ходячей энциклопедией жизни своего работодателя. Богачи выбирали на эту должность одного со своих рабов — достаточно умного, наблюдательного и с хорошей памятью.
Выщипыватель подмышек: косметология
Услугами данного специалиста пользовались две категории населения: спортсмены и аристократы. Во втором — преследовалась эстетическая цель. В то время «трендом» стало отсутствие волос на теле, что придавало ему особой красоты и аккуратности. Выщипывателю из инструментов был необходим только пинцет, а с профессиональных качеств — болтливость, которая отвлечь клиента от боли в процессе неприятной процедуры.
Стеркорариус: грязная работа
Представители этой профессии должны были в первую очередь быть небрезгливыми, иначе долго продержаться на работе им было бы трудно. Стеркорариусы — родом из Древнего Рима, где впервые в мировой цивилизации был создан аналог современной канализации. Но тогда она была индивидуальная для каждого дома, а не централизованная. По мере наполнения канализации отходами, необходима была ее очистка. Физическая сила, терпимость к запахам и моральная стойкость — все, что нужно было, чтоб стать стеркорариусом.
Весталка: груз ответственности
Ее служба была и опасна, и трудна. Трудна, потому что молодой девушке из уважаемой семьи необходимо было 30 лет жизни отдать на то, чтобы следить за священным огнем в храме богини Весты. При этом она была изолирована от внешнего мира и лишена многих жизненных радостей. Опасна — исходя из наказания, которое следовало за нарушением «трудового договора». Если огонь в храме гаснул из-за невнимательности девушки (это, кстати, была очень плохая примета), ее жестоко пороли плетями, если же весталка лишалась девственности до окончания указанного срока — ее попросту хоронили заживо. Как складывалась жизнь представительниц этой профессии после «выхода на пенсию» — история умалчивает.
Мальчик для битья: трудное детство
Афоризм «мальчик для битья» имеет историческое происхождение. В далеком воспитание детей (в частности, сыновей) из знатных семей имело несколько особенностей, среди них — ограничение в общении и запрет физического наказания. Но в их распоряжении был «наемный друг». Дети много времени проводили вместе, что вызывало сильную привязанность. Когда знатный ребенок вел себя неподобающе — доставалось его другу. Наблюдение за тем, как бьют товарища, было своеобразным эмоциональным наказанием, которое считалось даже более эффективным, чем физическое. Но вот «мальчику для битья» — не позавидуешь.
Все эти профессии нынче либо канули в Лету из-за ненадобности, либо трансформировались в современные аналоги. Но каждая из них оставила свой след в истории и предоставила нам возможность иметь представление о рынке труда в древние времена.
офеня - Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году. На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости и сплетни. Офени сложили свое общество, придумали кодекс и даже изобрели собственный сленг — феню. Пословица «Кто не работает — тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Владимир Даль говорил, что этот язык был придуман «для плутовских совещаний торгашей».
Николай Кошелев назвал свою картину, изображающую приезжего торговца, «Офеня-коробейник». Дело в том, что офенями окрестили преимущественно тех разносчиков, которые происходили из крестьян Суздальской и Владимирской губерний. В других местах их называли коробейниками. За эту работу автор был удостоен второй премии Общества поощрения художников.
Трубочист
Перепачканными сажей трубочистами часто пугали непослушных детей. Всегда молчаливые, они занимались какой-то «тайной» работой. Результата их труда никто не видел: ведь не полезут же заказчики проверять, как вычищены печные, каминные или вентиляционные трубы! Да и не каждый бы пролез: на работу трубочистом обычно брали людей худощавых, субтильных. Родиной этой профессии считается Дания, а в Россию она пришла в 1721 году с появлением первого очага с дымоходом. При полицейских участках тогда ввели должность чистильщика печей, которого позже стали называть на европейский лад — трубочист. В странах Северной Европы до сих пор можно встретить представителей этой профессии.
Фирс Журавлев изобразил испачканного сажей и копотью трубочиста в практичной черной одежде. Обут рабочий в тапочки, которые можно было легко снять, чтобы лезть по трубам. За эту картину художник в 1874 году был удостоен почетного звания академика Императорской академии художеств.
Фонарщик
Профессия фонарщика в более упрощенном виде существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили керосином. С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.
На картине Леонида Соломаткина «Утро у трактира» видно, как фонарщик, поднявшись по приставной лестнице, занимается своим делом — тушит свечу. У каждого работника был также длинный шест, с которого он зажигал и дозаправлял фонари.
Шорник
Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, не принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.
Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.
Бондарь
Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.
На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.
1вариант
Время вносит свои коррективы во все сферы жизни, в том числе — в рынок труда. Специалисты каких профессий пользовались спросом у древних ? В далеком спросом пользовались совершенно другие профессии, иногда — парадоксальные, с нашей точки зрения.
Носильщики лектики:
Лектика — специальные носилки, которые использовали в Греции, Риме и Азии. Изначально они предназначались для транспортировки больных, но со временем стали предметом роскоши. Работа носильщиков была нелегкая во всех смыслах. Они должны были следить за плавностью передвижения, дабы избежать укачивания своего работодателя, а также транспортировать его не только по дорогам города, а и по лестницам, что в разы усложняло задачу
Гимнасиарх: дело почетное
Если бы сейчас существовала одна из самых почетных профессий древности — гимнасиарх, А в должностные обязанности входило бы обучение и воспитание молодого поколения, а также организация соревнований между его представителями. Если же гимнасиарх сталкивался с неприемлемым поведением или ленью — вполне мог наказать непослушного ученика любым методом по собственному усмотрению.
Уринатор: профессия из глубины
Слово «уринатор» у неосведомленного человека, скорее всего, вызовет ошибочные ассоциации. Геймеры вспомнят об одноименной игрушке, медики, возможно, предположат, что это вид терапии. Но в древние времена это было всего лишь названием одной из сложнейших профессий — ныряльщика на большую глубину (до 30 м) с целью сооружения под водой необходимых конструкций, в частности, в портовых городах. . Эта профессия отличалась сложностью и опасностью для жизни, поэтому ее представители были уважаемыми людьми.
Фармацевт: практически волшебник
. Для создания некоторых лечебных средств фармацевты использовали более 100 ингредиентов, предварительно исследовав их свойства и особенности взаимодействия. Но для того, чтобы освоить эту профессию, необходимо было учиться около 10 лет у опытных коллег, поэтому основная трудность заключалась в образовании.
Номенклатурщик: живой гаджет
Он должен был знать что-то обо всем и все о чем-то. Быть ходячей энциклопедией жизни своего работодателя. Богачи выбирали на эту должность одного со своих рабов — достаточно умного, наблюдательного и с хорошей памятью.
Выщипыватель подмышек: косметология
Услугами данного специалиста пользовались две категории населения: спортсмены и аристократы. Во втором — преследовалась эстетическая цель. В то время «трендом» стало отсутствие волос на теле, что придавало ему особой красоты и аккуратности. Выщипывателю из инструментов был необходим только пинцет, а с профессиональных качеств — болтливость, которая отвлечь клиента от боли в процессе неприятной процедуры.
Стеркорариус: грязная работа
Представители этой профессии должны были в первую очередь быть небрезгливыми, иначе долго продержаться на работе им было бы трудно. Стеркорариусы — родом из Древнего Рима, где впервые в мировой цивилизации был создан аналог современной канализации. Но тогда она была индивидуальная для каждого дома, а не централизованная. По мере наполнения канализации отходами, необходима была ее очистка. Физическая сила, терпимость к запахам и моральная стойкость — все, что нужно было, чтоб стать стеркорариусом.
Весталка: груз ответственности
Ее служба была и опасна, и трудна. Трудна, потому что молодой девушке из уважаемой семьи необходимо было 30 лет жизни отдать на то, чтобы следить за священным огнем в храме богини Весты. При этом она была изолирована от внешнего мира и лишена многих жизненных радостей. Опасна — исходя из наказания, которое следовало за нарушением «трудового договора». Если огонь в храме гаснул из-за невнимательности девушки (это, кстати, была очень плохая примета), ее жестоко пороли плетями, если же весталка лишалась девственности до окончания указанного срока — ее попросту хоронили заживо. Как складывалась жизнь представительниц этой профессии после «выхода на пенсию» — история умалчивает.
Мальчик для битья: трудное детство
Афоризм «мальчик для битья» имеет историческое происхождение. В далеком воспитание детей (в частности, сыновей) из знатных семей имело несколько особенностей, среди них — ограничение в общении и запрет физического наказания. Но в их распоряжении был «наемный друг». Дети много времени проводили вместе, что вызывало сильную привязанность. Когда знатный ребенок вел себя неподобающе — доставалось его другу. Наблюдение за тем, как бьют товарища, было своеобразным эмоциональным наказанием, которое считалось даже более эффективным, чем физическое. Но вот «мальчику для битья» — не позавидуешь.
Все эти профессии нынче либо канули в Лету из-за ненадобности, либо трансформировались в современные аналоги. Но каждая из них оставила свой след в истории и предоставила нам возможность иметь представление о рынке труда в древние времена.