МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ И ПОДЧИНЕНИЯ : 1) Если снегопад продолжится, лыжный поход придется отложить, потому что по глубокому снегу идти слишком тяжело.
2) Тренер терпеливо объяснил, что если мы не сделаем правильную разминку, можно получить травму.
3) В сарае было темно, так что как мы ни старались разглядеть ничего не могли.
4) В дальнем лесу, куда ходить нам запрещалось, и где даже взрослые бывали редко, водились зайцы.
5) Дедушка сказал, что если мы не перестанем болтать, то распугаем всю рыбу.
6) Мальчик, сидя на подоконнике, видел и как подъехал каток, и как рабочие начали укладывать асфальт.
7) Когда яхта, которая шла впереди остальных, резко повернула, зрители на берегу увидели, что она чудом избежала столкновения с рыбачьей лодкой.
8) Никто не сомневался, что тревожные слухи, которые дошли до нас ложны, и для беспокойства нет причин.
9) Жутко и весело становится, когда оглядываешься на шаткий мосток и понимаешь, что мог сорваться в бурный поток.
10) Мы рассуждали о том, так ли необходимо было подниматься на холм, и надо ли было бросать всю провизию, и что мы будем теперь есть.
1) Если снегопад продолжится, лыжный поход придется отложить, потому что по глубокому снегу идти слишком тяжело.
2) Тренер терпеливо объяснил, что если мы не сделаем правильную разминку, можно получить травму.
3) В сарае было темно, так что как мы ни старались разглядеть ничего не могли.
4) В дальнем лесу, куда ходить нам запрещалось, и где даже взрослые бывали редко, водились зайцы.
5) Дедушка сказал, что если мы не перестанем болтать, то распугаем всю рыбу.
6) Мальчик, сидя на подоконнике, видел и как подъехал каток, и как рабочие начали укладывать асфальт.
7) Когда яхта, которая шла впереди остальных, резко повернула, зрители на берегу увидели, что она чудом избежала столкновения с рыбачьей лодкой.
8) Никто не сомневался, что тревожные слухи, которые дошли до нас ложны, и для беспокойства нет причин.
9) Жутко и весело становится, когда оглядываешься на шаткий мосток и понимаешь, что мог сорваться в бурный поток.
10) Мы рассуждали о том, так ли необходимо было подниматься на холм, и надо ли было бросать всю провизию, и что мы будем теперь есть.
Объяснение:
Придаточное предложение - "если снегопад продолжится", оно является условным предложением. В данном случае оно указывает на условие, которое должно соблюдаться, чтобы произошло действие из главного предложения - "лыжный поход придется отложить".
Подчинение - "потому что по глубокому снегу идти слишком тяжело". В данном случае подчиняющее слово "потому что" указывает на причину или объяснение действия, указанного в главном предложении. Оно объясняет, почему лыжный поход придется отложить - из-за того, что по глубокому снегу идти слишком тяжело.
Чтобы школьник лучше понимал связь между придаточным и главным предложениями, можно предложить ему провести аналогию с ситуацией из его повседневной жизни. Например: "Если ты не закончишь свою домашнюю работу вовремя, то тебе будет нелегко успеть на вечеринку у друга". Здесь придаточное предложение указывает на условие (не закончить домашнюю работу вовремя), а главное предложение объясняет причину (не успеть на вечеринку из-за недостатка времени).
2) Тренер терпеливо объяснил, что если мы не сделаем правильную разминку, можно получить травму.
Придаточное предложение - "если мы не сделаем правильную разминку", в данном случае оно является условным предложением. Оно указывает на условие, которое должно соблюдаться, чтобы произошло действие из главного предложения - "можно получить травму".
Подчинение - "терпеливо объяснил, что". В данном случае подчиняющая конструкция "что" указывает на то, что именно объяснил тренер - если не будет сделана правильная разминка, можно получить травму.
Для лучшего понимания можно привести аналогическую ситуацию из физкультурного занятия: "Если мы не разомнемся перед тренировкой, можем получить травму или натяжение мышц". Здесь придаточное предложение указывает на условие (не разомнуться перед тренировкой), а главное предложение объясняет последствие (возможность получения травмы).
3) В сарае было темно, так что как мы ни старались разглядеть ничего не могли.
Придаточное предложение - "как мы ни старались разглядеть ничего не могли". В этом случае оно указывает на то, что несмотря на усилия, результат не был достигнут.
Подчинение - "так что". В данном случае подчинение указывает на причину или последствие действия, которое было описано в предыдущем предложении. В данном случае, потому что было темно, мы не смогли разглядеть ничего.
Для лучшего понимания можно использовать следующую аналогию: "Мы так сильно старались, но не смогли найти потерянный ключ, так что пришлось их поменять". Здесь придаточное предложение указывает на усилия (стараться), а подчинение объясняет, что не смотря на них (так что), мы не достигли результата (не смогли найти ключ).
4) В дальнем лесу, куда ходить нам запрещалось, и где даже взрослые бывали редко, водились зайцы.
Придаточное предложение - "куда ходить нам запрещалось". В данном случае оно указывает на запрет, который был наложен на действие ходить в дальний лес.
Подчинение - "где даже взрослые бывали редко". В данном случае подчинение указывает на место, в котором находились зайцы - дальний лес, где даже взрослые редко бывали.
Для лучшего понимания можно использовать следующую аналогию: "Мы так сильно хотели пойти в ту игровую площадку, на которую всем детям запрещено заходить, потому что она опасная". Здесь придаточное предложение указывает на запрет (находиться на игровой площадке), а подчинение объясняет, почему она опасная (так как даже взрослые редко бывали там).
5) Дедушка сказал, что если мы не перестанем болтать, то распугаем всю рыбу.
Придаточное предложение - "если мы не перестанем болтать". В данном случае оно указывает на условие, которое должно соблюдаться, чтобы произошло действие из главного предложения - "распугаем всю рыбу".
Подчинение - "что". В данном случае подчинение указывает на то, что именно сказал дедушка - если мы не перестанем болтать, то распугаем всю рыбу.
Для лучшего понимания можно использовать следующую аналогию: "Если мы не перестанем громко смеяться в библиотеке, то библиотекарь нас выгонит". Здесь придаточное предложение указывает на условие (не перестать громко смеяться), а главное предложение объясняет последствие (выгонит из библиотеки).
6) Мальчик, сидя на подоконнике, видел и как подъехал каток, и как рабочие начали укладывать асфальт.
Это предложение не содержит придаточных и подчинений.
7) Когда яхта, которая шла впереди остальных, резко повернула, зрители на берегу увидели, что она чудом избежала столкновения с рыбачьей лодкой.
Придаточное предложение - "когда яхта резко повернула". В данном случае оно указывает на точный момент времени, при котором произошло действие из главного предложения - "зрители увидели, что она чудом избежала столкновения с рыбачьей лодкой".
Подчинение - "что". В данном случае подчинение указывает на то, что именно увидели зрители - что яхта чудом избежала столкновения с рыбачьей лодкой.
Для лучшего понимания можно использовать следующую аналогию: "Когда автобус резко затормозил, водитель второго автомобиля увидел, что трамвай едва успел проскочить на красный свет". Здесь придаточное предложение указывает на момент времени (когда автобус резко затормозил), а подчинение объясняет, что именно увидел водитель (трамвай, который едва проскочил на красный свет).
8) Никто не сомневался, что тревожные слухи, которые дошли до нас ложны, и для беспокойства нет причин.
Придаточное предложение - "что тревожные слухи, которые дошли до нас, ложны". В данном случае оно указывает на уверенность или веру в то, что тревожные слухи ложны.
Подчинение - "для беспокойства нет причин". В данном случае подчинение указывает на объяснение или следствие от уверенности, указанной в главном предложении. В данном случае, поскольку тревожные слухи ложны, нет причин для беспокойства.
Для лучшего понимания можно использовать следующую аналогию: "Ребенок не сомневался, что слухи о приходе учителя на урок ложны, и для беспокойства нет причин". Здесь придаточное предложение указывает на уверенность (не сомневался), а подчинение объясняет, что нет причин для беспокойства (слухи ложны).
9) Жутко и весело становится, когда оглядываешься на шаткий мосток и понимаешь, что мог сорваться в бурный поток.
Придаточное предложение - "когда оглядываешься на шаткий мосток и понимаешь". В данном случае оно указывает на момент времени, при котором происходит ощущение страха и радости - когда обращаешь взгляд на шаткий мосток и понимаешь.
Подчинение - "что мог сорваться в бурный поток". В данном случае подчинение указывает на то, что можно было сорваться в бурный поток - это последствие или возможное действие, связанное с предыдущим ощущением.
Для лучшего понимания можно использовать следующую аналогию: "Жутко и весело становится, когда ты прыгаешь с высокой доски в бассейн и понимаешь, что мог промахнуться". Здесь придаточное предложение указывает на момент времени (когда прыгаешь с доски в бассейн), а подчинение объясняет возможное действие (промахнуться).
10) Мы рассуждали о том, так ли необходимо было подниматься на холм, и надо ли было бросать всю провизию, и что мы будем теперь есть.
Придаточное предложение - "о том, так ли необходимо было подниматься на холм, и надо ли было бросать всю провизию, и что мы будем теперь есть". В данном случае оно указывает на обсуждение или размышление о ряде вопросов, включающих в себя разные аспекты - необходимость подниматься на холм, бросать провизию и что есть.
Подчинение - нет.
Для лучшего понимания можно использовать следующую аналогию: "Мы рассуждали о том, так ли нужно было бежать за автобусом, и надо ли было дежурить на перемене, и что делать в свободное время". Здесь придаточное предложение указывает на размышления (рассуждали о том), а перечисление в главном предложении демонстрирует эти размышления или обсуждения (нужно бежать, дежурить, делать в свободное время).