Миражи
антонио минази, монах-доминиканец из итальянского города реджо-ди-каламбрия, с удивлением уставился на море. там, где обычно корабли рассекали носом волны, в воздухе зависли величественные замки. а чуть подальше движется целое войско рыцарей в латах!
монах настолько был поражен сверхъестественными видениями, что написал об этом книгу. антонио поверил в мираж, призрак, внезапно появившийся в воздухе. конечно, никаких дворцов там не было и в помине. сегодня такие явления мы называем фата-моргана – по имени легендарной феи морганы, которая согласно древнему преданию своим волшебством морочила людей.
миражи появляются везде, где чередуются слои теплого и холодного воздуха. на их границе и возникает столь необычный оптический эффект: воздух, отражая лучи, превращается в некое подобие зеркала. эти картинки постоянно перемещаются, и мы видим удивительные вещи, которые на самом деле могут находиться далеко от нас.
такие природные явления часто можно наблюдать, например, в пустынях, где днем раскаленный песок нагревает воздух внизу, а выше он остается холодным. вот и начинают вдали блестеть чудесные озера. ах, сколько утомленных зноем путников обретало надежду! «вода! неужели вода? ! » – ликовали они. чем быстрее, однако, несчастные шли к водоему, тем дальше отступала от них заветная синяя гладь. ясно: это было никакое не озеро, а всего лишь голубое небо, вернее, его отражение на земле. бывало, из-за миража в пустыне гибли целые караваны. «зеркальный» слой воздуха может располагаться и в небе. тогда на горизонте «рисуются» даже те предметы, которые находятся далеко от нас. похоже, именно так викинги открыли гренландию. древние мореплаватели случайно заметили в небе отражение далекого острова, когда более 1000 лет назад бороздили атлантический океан. ну а что же увидел антонио минази? кто знает! часто слои «зеркального» воздуха смешиваются. тогда видны и вовсе фантастические картины. может быть, так и возникают «летающие тарелки»? однако все миражи объединяет одно: достаточно легкого дуновения ветерка, чтобы они бесследно исчезли.
1. определите стиль текста. докажите свое мнение.
2. определите тип речи.
3. что выражено в заглавии – тема или идея?
4. найдите ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца.
5. какие языковые средства, используемые в данном тексте, сближают его с научным и художественным текстами?
6. найдите в тексте вводные слова и обороты. укажите номера предложений, в которых они встречаются. определите их роль в этом тексте.
7. выпишите из второго абзаца существительные по группам в зависимости от их лексико-грамматического значения: вещественные, конкретные, отвлеченные, собирательные.
8. найдите разносклоняемое существительное, произведите его морфологический разбор. еще примеры таких слов.
9. выпишите из предложений № 11–20 имена прилагательные по , выделите в них морфемы.
10. выпишите глаголы, относящиеся ко ii спряжению, образуйте от них все возможные глагольные формы.
11. выпишите словосочетания (по одному примеру) на каждый связи. произведите их разбор, укажите вид связи.
12. укажите номера предложений, в которых подлежащее одновременно является средством связи простых предложений в составе сложного.
13. найдите в тексте сложное предложение с сочинением и подчинением, укажите его номер, составьте схему.
14. найдите в тексте предложение с однородными придаточными, укажите его номер, составьте схему.
15.какой частью речи является слово однако в предложении № 27? в какой роли оно выступает в предложении № 15?
2. Тип речи данного текста - научный.
3. В заглавии выражена тема текста - "Миражи".
4. Ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца: антонио минази, монах-доминиканец, итальянский город реджо-ди-каламбрия, море, корабли, замки, рыцари, мираж, фата-моргана, оптический эффект, зеркало, воздух, картинки, вещи, пустыни.
5. Языковые средства, используемые в данном тексте, сближают его с научным и художественным текстами: использование терминов и понятий, описание природных явлений с помощью красочных образов и метафор.
6. В тексте можно выделить следующие вводные слова и обороты:
- "с удивлением" - предложение № 1;
- "настолько был поражен сверхъестественными видениями" - предложение № 3;
- "конечно, никаких дворцов там не было и в помине" - предложение № 3;
- "сегодня такие явления мы называем фата-моргана" - предложение № 5;
- "такие природные явления часто можно наблюдать, например, в пустынях" - предложение № 8;
- "бывало, из-за миража в пустыне гибли целые караваны" - предложение № 9;
- "древние мореплаватели случайно заметили в небе отражение далекого острова" - предложение № 10.
Вводные слова и обороты служат для создания эмоциональной окраски текста и для введения дополнительной информации или пояснения.
7. Существительные из второго абзаца по группам:
Вещественные: воздух, песок, озера, вода, небо.
Конкретные: песок, озера, вода, небо.
Отвлеченные: воздух.
Собирательные: озера.
8. Разносклоняемое существительное в тексте: явление.
Морфологический разбор: единственное число, именительный падеж, средний род (явление), родительный падеж (явления), дательный падеж (явлению), винительный падеж (явление), творительный падеж (явлением), предложный падеж (явлении).
Другие примеры разносклоняемых существительных: мираж, воздух, песок.
9. Имена прилагательные из предложений № 11-20:
№ 11 - сверхъестественными (префикс "сверх-", корень "естественн-", суффикс "-ыми").
№ 12 - необычный (префикс "не-", корень "обычн-", суффикс "-ый").
№ 13 - удивительные (корень "удивительн-", суффикс "-ые").
№ 14 - красочные (корень "красочн-", суффикс "-ые").
№ 15 - зноем (суффикс "-ой").
№ 16 - гибли (корень "гибл-", суффикс "-и").
№ 17 - далеко (префикс "да-", корень "лек-", суффикс "-о").
№ 18 - вернее (префикс "вер-", суффикс "-ее").
№ 19 - фантастические (корень "фантастическ-", суффикс "-ие").
№ 20 - возникают (корень "возника-", суффикс "-ют").
10. Глаголы, относящиеся ко II спряжению: зависели, появляются, блестеть, отступала, рисуются.
Глагольные формы от этих глаголов:
Зависели: зависеть, зависит, зависят.
Появляются: появляться, появится, появились.
Блестеть: блестеть, блестит, блестят.
Отступала: отступать, отступит, отступали.
Рисуются: рисоваться, рисуется, рисуются.
11. Словосочетания на каждую связь:
- Связь причинно-следственная: "там, где обычно корабли рассекали носом волны, в воздухе зависли величественные замки", причина - непонятное оптическое явление, следствие - появление замков в воздухе.
- Связь временная: "воздух, отражая лучи, превращается в некое подобие зеркала", указывает на последовательность действий.
- Связь противопоставления: "чем быстрее, однако, несчастные шли к водоему, тем дальше отступала от них заветная синяя гладь", указывает на противоположные результаты ожиданий и реальности.
12. Предложения, в которых подлежащее является средством связи простых предложений в составе сложного: нет таких предложений в тексте.
13. Сложное предложение с сочинением и подчинением: "Монах настолько был поражен сверхъестественными видениями, что написал об этом книгу."
Номер предложения: № 3.
Схема: [Монах настолько был поражен сверхъестественными видениями] - главное предложение, [что написал об этом книгу] - придаточное предложение с союзом "что".
14. Предложение с однородными придаточными: "Может быть, так и возникают 'летающие тарелки'?"
Номер предложения: № 20.
Схема: [Может быть, так и возникают 'летающие тарелки'] - главное предложение.
15. Слово "однако" в предложении № 27 является союзом.
В предложении № 15 слово "однако" выступает в роли союза, связывающего две противоположные ситуации или факты: "чем быстрее, однако, несчастные шли к водоему, тем дальше отступала от них заветная синяя гладь".