Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 1. Какое утверждение является неверным?
1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.
2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.
4) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
2. Подберите антонимы к словам
1) острый ……… нож
2) добрый ……….человек
3) долгая ……….ночь
4) теплый ……….вечер
3. Какое из данных слов является устаревшим?
1) коробейники 2) бурак 3) акварель 4) мольберт
4. Как называются слова, объединенные в данные группы?
начало – конец холод – жара
1) профессионализмы 2) неологизмы 3) синонимы 4) антонимы
5. Укажите неверное утверждение
1) за бугром – жаргонизм
2) тихий – громкий – антонимы
3) земля – необщеупотребительное слово
4) колгота – профессионализм
6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.
7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?
1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.
2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.
3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.
4) Жилищное законодательство требует введение поправок.
8. Определить, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.
Волнение, беспокойство, тревога, уныние
9. Какое слово является стилистически окрашенным?
1) лицо 2) стамеска 3) затишье 4) везуха
10. Укажите устаревшее слово – историзм
1) дворец 2) веретено 3) колыбель 4) рыбак
11. В каком словаре можно узнать произношение слов?
1) толковом словаре 2) этимологическом 3) орфографическом 4) орфоэпическом
12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову БЫСТРО.
Ранним утром я бодро шел по широкой дороге.
13. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:
А) В зоопарке мы увидели гиппопотама. – Бегемоты водятся в Африке.
Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.
В) Хорошо, когда среди жаркого дня польет дождь. – Плохо, когда слякоть под ногами.
Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.
Прочитайте текст и выполните задания 14 – 19
1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что – то странное. 2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что – то ловил и никак не мог поймать. 3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. 4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать. 5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! 6) Он видел, что рядом шевелится что – то темное, бросался туда и скалил зубы. 7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать её нельзя. 8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. 9) Вот это да!
14. Определи тему текста.
15. Определите стиль и тип речи.
1) разговорный, повествование
2) научный, рассуждение
3) художественный, повествование с элементами рассуждения
4) художественный, описание
16. Укажите номер предложения с однородными членами:
1) 3 2) 5 3) 8 4) 9
17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
18. Из предложений 5 – 7 выпишите слово с яркой стилистической окраской
19. Подберите синоним к слову СООБРАЗИТЬ из предложения 7.
20. Укажите предложение с фразеологизмом:
1) Дерево глубоко пустило свои корни.
2) Марья распустила свои косы.
3) Внук специально пустил козла в огород.
4) Крестьяне нередко пускали красного петуха на барские усадьбы.
1-3
2-тупой нож
злой человек
короткая ночь
холодный вечер
3-1
4- антонимы
5-3
6-4
7-