.Контрольная работа по разделу «Морфология» 1. Дайте характеристику именам существительным с точки зрения одушевленности/неодушевленности. Гусеница, шапка, войско, люди, дама, стая. 2. Определите лексико-грамматический разряд имени существительного (конкретное, абстрактное…) Мазь, мышление, тряпьё, армянин, коллектив, идея, тропа, дрожжи, глина, тесина, брак, совет, брат, рождение, старость, листва, братство. 3. Укажите род имен существительных с учетом критериев распределения по родам. Пальто, Сухуми, пари, сараишко, туфли, тихоня, инженер, весы, певец, плакса, Саша 4. Определите значение числа имен существительных. Укажите существительные, которые имеют соотносительные формы единственного и множественного число, которые употребляются только в форме единственного числа, и только в форме множественного числа. Локоть, грязь, Альпы, легкие, окна, волк, овес, ножницы, ребенок, медь, брюки 5. Определите лексико-грамматический разряд имен прилагательных. Образуйте краткие формы, где это возможно. Шелковая ткань, железный характер, прочный материал, кислый виноград, братова шапка, симферопольский завод, зеленая трава, вкусный торт, гусиное перо, пряный аромат, стиральный порошок. 6. От данных прилагательных образуйте формы сравнительной степени и превосходной степени. Реальный, маленький, сухой, крупный, кислый, веселый. 7. Определите лексико-грамматический разряд имен числительных. 5, 55, 48, 22, двести, двое, 1/2, 0,2, пятьдесят восьмой 8. Просклоняйте имена числительные Полтора часа , 812, трое ребят, пятый месяц 9. Определите разряд местоимений по значению и категориальной соотносительности. Каков, их, там, ни у кого, кто, наш, кое-какой, нечего 10. Запишите местоимения в начальной форме. Никому, ваших, сколькими, с тобой, не к кому, самого, всей, чьим, нами, собой 11. Определите спряжение глаголов: Терпеть, проверять, прикрепить, умничать, решить 12. Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глаголов: Вспомнить, направить, решить 13. Определите разряд наречий по значению: Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над ними, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И.С. Тургенев) То, что он увидел, было так неожиданно, что он немножко испугался (А.П. Чехов) 14. Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы. У слов категории состояния определите значения и подчеркните их как члены предложения. Тихо. Между дерев(?)ями син..м столбом подымает(?)ся прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной. А вороб(?)и, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле(н,нн)о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли (же) они себе место: им хорош.., и нам (не)м...шают! Да, вот име(н,нн)о такое утро сегодня, (как) будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не)м...шает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.