Контрольная работа для учащихся 7 класса по разделу «Наречие»
1. Закончите определение:
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Когда? Куда?, обозначает признак предмета, признака, действия.
Постоянные морфологические признаки наречия:
Разряд по функции и степень сравнения;
Степень сравнения и спряжение;
Разряд по значению и разряд по функции.
. Синтаксическая роль наречия: обстоятельство .(3 б)
2. Определите разряды наречий (5 б)
вовремя -
назло -
вдвое -
вдаль -
очень -
со зла -
вбок -
дружески -
чуть-чуть -
вдаль - места
вбок - места
назло - цели
очень - степени
дружески - образа действия
вдвое - меры
со зла - причины
чуть-чуть - меры
3. Образуйте от наречия грустно формы сравнительной и превосходной степени.(2б)
сравнительная грустнее превосходная грустнее всех
4. Прочитайте. Укажите «лишнее» предложение.(1б)
А) Надо написать заявление (не)многословно, а кратко.
Б) (Не)оживлённо, а вяло разговаривали путешественники.
В) Они приходили сюда (не)часто, но регулярно.
Г) (Не)высоко, а низко взлетела желторотая птаха.
5. Сделайте словообразовательный анализ наречий (5б)
где-то -
невдалеке -
кое-где -
весело -
по-волчьи -
6. Определите синтаксическую роль наречий, укажите разряд наречий.(5б)
На краю открывшейся поляны у костерочка сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. Снегопад, сыпавший трое суток, внезапно прекратился. По заснеженной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и всё вокруг заблестело молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце серебряными и бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы, отбросив от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом его конце.
Живописец схватил кисть. Он работал так быстро, словно боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как после точных и неуловимых мазков кистью оживал, от ветки к ветке зажигаясь солнечным светом, лесной великан.
7. Выпишите наречия с НН на месте пропуска: двигался медле(н,нн)о, поступить необдума(н,нн)о, на душе спокой(н,нн)о, выполнить качестве(н,нн)о. (4б)
8. Запишите словосочетания, заменяя существительные с предлогами однокоренными наречиями.(5б)
Работать с увлечением-
Учиться с прилежанием-
Играть с вдохновением-
Приближаться с осторожностью-
Посмотреть с огорчением-
9. Образуйте (где это возможно) от данных слов наречия на – О, - Е. (5б)
Испуга (н,.нн)ый-
Взволнова(н,нн)ый-
Кожа(н,нн)ый-
Заслуже(н,нн)ый-
Идеаль(н,нн)ый-
10.Произведите морфемный (части слова) разбор наречий: (5б)
БЕСПОЛЕЗНО НАЧИСТО ИЗДАЛЕКА
НЕОТСТУПНО НЕМИЛОСЕРДНО ДОБЕЛА
2. вовремя - наречие образа действия
вдаль - места
вбок - места
назло - цели
очень - степени
дружески - образа действия
вдвое - меры
со зла - причины
чуть-чуть - меры
3. грустно Сравнительная степень: грустней(ее), более грустно, превосходная: грустнее всех
4. По составу:
на-приставка, бок-корень, основа - набок
по-приставка, бок-корень, у-суффикс, набоку-основа
на-приставка, верх-корень, у-суффикс, наверху - основа
пре-приставка, отлич-корень,н-суффикс, о-суффикс, отлично-основа
у-приставка, страш-корень,а-суффикс, ющ-суффикс, е-суффикс
5. где - где-ТО (суффиксальный),
вдалеке - НЕвдалеке (приставочный)
где - КОЕ-где (приставочный)
веселый - веселО (суффиксальный)
волк - ПО-волчьИ (приставочно-суффиксальный)
6. простерты (как?) зябко обстоятельство образа действия
прекратился (как?) внезапно - обстоятельство образа действия
заблестело (где?) вокруг - обстоятельство места
заблестело (как?) молодо - обстоятельство образа действия
заблестело (как?) радостно - обстоятельство образа действия
вспыхнул (как?) ярко - обстоятельство образа действия
работал (как?) быстро - обстоятельство образа действия
быстро (как?) так - обстоятельство образа действия
погасить (как?) снова - обстоятельство образа действия
оживал (как?) как - обстоятельство образа действия