Комплексный анализ текста.
ШЕСТИНОГИЕ БОГАТЫРИ
Все знают: муравей может без труда тащить веточку, которая гораздо тяжелее его самого. Но что значит тяжелее? В три, в четыре, в пять раз? Подсчитано*, муравей одолевает ношу, которая в 52 раза превышает* его собственный вес. Но что муравей, вот жуки – это настоящие рекордсмены*!
Энтомолог В. С. Гребенников соорудил специальные тележки*, платформы, блоки, чтобы точно измерить силу шестиногих. Результаты его опытов превзошли все ожидания.
Бронзовка везла груз, превышающий* её собственный вес почти в 500 раз (точнее – в 495 раз)! А маленький** жук-навозник афодий осилил фантастический вес – в 1459 раз тяжелее самого рекордсмена! И всё же победителем** стал другой жук – онтофагус. Он был легче своего груза в 4210 раз!
Вот какие тяжелоатлеты есть в мире насекомых. А если бы мы обладали такой силой? В. С. Гребенников подсчитал*, что тогда человек весом в 70 килограммов мог бы спокойно подтянуть на блоке 8 тонн груза или покатить по рельсам несколько гружёных* железнодорожных** платформ общим весом более 300 тонн!
(А. Плешаков.)
Задания:
1) Объясните смысл названия. Предложите другие. Что они отражают: тему или основную мысль?
2) Докажите, что этот текст научно-популярного стиля. Какими признакам научного стиля он обладает? Выпишите несколько слов-терминов. Объясните значение слова энтомолог, для этого воспользуйтесь словарём.
3) Выпишите те предложения, в которых использованы числительные, запишите их прописью. Произведите морфологический разбор одного из числительных.
4) Какова роль во и восклицательных предложений?
5) Найдите предложение, соответствующее схеме: [ ]:[…], (который…).
6) Составьте план текста.
7) Сделайте морфемный разбор слов с *, словообразовательную цепочку слов с **