Комплексный анализ текста. 5 класс. морфемика. орфография. культура речи. текст (1)генкин шалаш устроен из досок, веток и листьев, меж трёх сосен, на высоте. (2)в нём прохладно, и листва чуть дрожит под уходящими лучами июльского солнца. (3)миша растянулся на дощатом полу шалаша и уткнул подбородок в кулаки. (4)сквозь листву виден сад: низкорослые яблони, ветвистые груши, кусты малины, крыжовника.(5)почему на разных деревьях растут разные плоды? (6)на мишкиной руке появилась божья коровка, кругленькая, с жёстким красным тельцем и чёрной точкой головы. (7)миша осторожно снял её, а она раскрыла тоненькие крылышки и улетела. (8)жужжит оса. (9)она делает круги над мишей и касается его ноги. (10)если не шевелиться, оса не ужалит, и миша лежит неподвижно. (11)оса некоторое время ползёт по его ноге и с жужжанием улетает. (12)незаметный, но огромный живой мир копошится вокруг. (по рыбакову.) (119 слов) прочитайте текст и выполните к нему. какое высказывание соответствует содержанию текста? генкин шалаш находился между деревьями и кустарниками в саду. миша сидел в шалаше тёплым летним вечером. шалаш был небольшой, и поместиться в нём было трудно. миша любил насматривать насекомых. из предложения 1 выпишите слова с беглыми гласными в корнях. из предложений 5 – 9 выпишите слова с чередующимися гласными в корнях. обозначьте корни в выписанных словах. из предложения 12 выпишите слова (или слово) с нулевым окончанием. из предложения 7 выпишите все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. в каких выделенных словах правописание гласных в корнях можно проверить, подобрав к этим словам однокоренные с безударными гласными в корне: ! заранее !
1. Чтение текста:
Прочитайте текст, чтобы полностью понять его содержание и контекст.
2. Выбор верного высказывания:
Составим предполагаемые высказывания, связанные с содержанием текста, а именно:
- Генкин шалаш находился между деревьями и кустарниками в саду.
- Миша сидел в шалаше тёплым летним вечером.
- Шалаш был небольшой, и поместиться в нём было трудно.
- Миша любил насматривать насекомых.
Из анализа текста следует, что верным высказыванием будет "Генкин шалаш находился между деревьями и кустарниками в саду".
3. Беглые гласные:
Определим предложение 1 и найдем слова с беглыми гласными:
"(1)генкин шалаш устроен из досок, веток и листьев, меж трёх сосен, на высоте."
В предложении 1 словами с беглыми гласными являются "генкин" и "устроен".
4. Чередующиеся гласные:
Определим предложения 5-9 и найдем слова с чередующимися гласными:
"(5)почему на разных деревьях растут разные плоды?"
"(6)на мишкиной руке появилась божья коровка, кругленькая, с жёстким красным тельцем и чёрной точкой головы."
"(7)миша осторожно снял её, а она раскрыла тоненькие крылышки и улетела."
"(8)жужжит оса."
"(9)она делает круги над мишей и касается его ноги."
Из этих предложений словами с чередующимися гласными являются:
- "почему" (ке/му) в предложении 5
- "мягкий/мягко/мягкой/мягкую" (мягк) в предложении 6
- "осторожно" (оро/жн) в предложении 7
- "жужжит" (жу/жж) в предложении 8
- "делает" (де/ла/ет) в предложении 9
5. Нулевое окончание:
Определим предложение 12 и найдем слова (или слово) с нулевым окончанием:
"(12)незаметный, но огромный живой мир копошится вокруг."
В предложении 12 словом с нулевым окончанием является "незаметный".
6. Уменьшительно-ласкательные суффиксы:
Определим предложение 7 и найдем все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
"(7)миша осторожно снял её, а она раскрыла тоненькие крылышки и улетела."
В предложении 7 словом с уменьшительно-ласкательным суффиксом является "тоненькие".
7. Правописание гласных:
Подберем однокоренные слова с безударными гласными в корне для проверки правописания гласных в выделенных словах. Примеры таких слов могут быть: генка, шалаш, доска, лист, лежать, круг, незаметный.
После подбора однокоренных слов сравните правописание гласных в корнях с выделенными словами, чтобы проверить их правильность.
Пожалуйста, обратите внимание, что я предложил ориентир для ответа, но самостоятельно проверьте правильность выделенных слов и найдите однокоренные им слова с безударными гласными в корне.
Надеюсь, что мой ответ понятен и поможет вам выполнить задание! Если есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать!