Комплексная работа с текстом (раздаточный материал)
Карточки для комплексной работы с текстом
Задания
Прочитайте и озаглавьте текст. Составьте его план и устно перескажите, используя деепричастия и деепричастные обороты. Письменно ответьте на вопрос: «Что вы думаете о поступке мальчика?».
Выпишите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Сделайте синтаксический разбор третьего предложения, морфологический разбор деепричастия выбив.
Ливень затопил низкие места города. (Не) было видно ни мостовой, ни тротуаров. В одном месте вода выбив крышку люка отнесла её в сторону. Вода вливаясь в люк бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик опираясь на палку.
Начинало смеркат(?)ся. Прохожих становилось всё меньше. Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у бурлящей воды.
Кто-то из подъезда уд..влённо и сердито спросил его:
- Почему ты здесь стоиш..?
- Здесь люк открыт. Кто не знает, может упасть в него, - ответил мальчик.
- Эй, мальчик, будь осторожен. Я сейчас тебе! – крикнул человек из подъезда.
Через десять-пятнадцать минут прибежали люди и разыскав крышку люка закрыли его. Мальчик вздрагивая от холода пошёл в подъезд. Оставляя мокрые следы он медленно зашагал по лестнице, как человек, который много поработал.
(Е. Суворина)
В такой обстановке, где прохожих становилось все меньше из-за наступающего сумеречного времени, белоголовый мальчик стоял в воде, опираясь на палку, промокший и озябший от холода.
Мальчика обратился кто-то из подъезда с недовольным и сердитым вопросом о том, почему он здесь стоит. В ответ мальчик объяснил, что люк открыт и можно случайно упасть в него. Человек из подъезда предупредил мальчика осторожности и крикнул ему, что он поможет закрыть люк.
Через некоторое время люди прибежали на место и закрыли люк. От холода и упорного сопротивления воде мальчик идет в подъезд, оставляя мокрые следы за собой, словно человек, который выполнил много работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что поступок мальчика был очень ответственным и заботливым, поскольку он предупредил о возможном опасном месте и помог закрыть люк для безопасности других людей.
Теперь проведем синтаксический и морфологический разбор некоторых предложений и деепричастий в тексте.
Третье предложение: "В одном месте вода выбив крышку люка отнесла её в сторону."
- "В одном месте" - придаточное места и обстоятельство места.
- "выбив крышку люка" - сказуемое (глагольное сказуемое "выбив" с дополнением "крышку люка").
- "отнесла" - глагол во времени прошедшем времени единственного числа от глагола "отнести".
- "её" - личное местоимение, второго лица, женского рода, в родительном падеже, указывающая на предмет "крышка люка".
- "в сторону" - придаточное обстоятельство цели.
Морфологический разбор деепричастия "выбив":
- "выбив" - деепричастие настоящего времени, активного залога, второго лица, единственного числа, совершенного вида.
Таким образом, в тексте можно выделить следующие предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами:
- "Ливень затопил низкие места города."
- "В одном месте вода выбила крышку люка отнесла её в сторону."
- "Вода вливаясь в люк бурлила и пенилась."
- "Начинало смеркаться."
- "Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у бурлящей воды."
- "Здесь люк открыт. Кто не знает, может упасть в него."
- "Через десять-пятнадцать минут прибежали люди и разыскав крышку люка закрыли его."
- "Оставляя мокрые следы он медленно зашагал по лестнице, как человек, который много поработал."
Надеюсь, данное разъяснение помогло понять текст и выполнить задание. Если у тебя возникнут еще вопросы, необходимо дополнительное объяснение или примеры, будьте свободны спросить.