Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её большие карие глаза выражающие доброту и любовь родинка на шее шитый белый воротничок нежная рука, которая так часто меня ласкала, которую я так часто целовал. Общее выражение лица матушки постоянно ускользает(2) от меня.(4)
Так много возникает восп.минаний .шего, когда стараешься воскресить в
воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слёзы, смутно видевших.
Помню, налево кожаного от д..вана стоял старый английский рояль. Перед
этим роялем в пол оборота сидела моя сестрица Любочка с заметным напряжением раскрывая(3) этюды розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками. Ей было одиннадцать лет. Она ходила в коротеньком холстинном платьице в беленьких, обшитых кружевом панталончиках а октавы могла брать.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3 Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) отнюдь (не)легко, справедливое (не)годование, (не)прикоснувшийся к земле
2) (не)избалованный родителями, картина (не)закончена, вовсе (не)жалко
3) (не)слушая сказки, (не)ласковый сын, почти (не)исписанная
4) теорема (не)доказана, (не)гаснущая на ветру, задумывался (не)редко
4 Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном
ряду
для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) избалова(н,нн)ая публика, замаскирова(н,нн)ый вход, выгруже(н,нн)а рабочими
2) отправле(н,нн)ое письмо, обоснова(н,нн)ый вывод, гуси(н,нн)ая кожа
3) имущество застрахова(н,нн)о, поджаре(н,нн)ая колбаса, вяза(н,нн)ая шапка
4) приободрё(н,нн)ый вид, дли(н,нн)ая очередь, варё(н,нн)ые в кастрюле сардельки
5 Поставьте знак ударения в следующих словах.
Согнутый, доверху, бралась, засветло.
6 Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые)
вариант(ы) предложения(-ий).
1) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.
2) Войдя в дом, мы увидели гостей.
3) Благодаря меня мы выбрались из леса.
4) Я люблю поэзию и восхищаюсь творчеством А.С. Пушкина.
7 Текст 2
(1)«Вдох – выдох, выдох!» (2)Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. (3)Учитесь прежде всего
выдыхать, избавляться от „отработанного” воздуха». (4)Жизнь – это прежде всего дыхание. (5)Душно бывает в доме. (6) «Душно» бывает и в нравственной жизни – следует хорошенько «выдохнуть» мелочные заботы, суету будничной жизни, избавиться,
стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяя человеку принимать жизнь,её ценности, её красоту. (7)Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других. (8)Надо, разумеется, быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее.(9)Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслонённую красоту» обогащает человека духовно. (10)Заметить красоту в природе, в посёлке, городе, не говоря уже – в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живёт человек.
(11)Я долго искал это слово – «сфера». (12)Сначала я сказал себе: «Надо расширять
границы жизни», но жизнь не имеет границ! (13)Это не земельный участок, огороженный
забором. (14)«Расширять пределы жизни» – не годится для выражения моей мысли по той же причине. (15)«Расширять горизонты жизни» – это уже лучше, но это всё же что-то не то.
(16)Максимилиан Волошин часто употреблял в речи и любил хорошее слово – «окоём».
(17)Это всё то, что вмещает глаз, что он может охватить. (18)Но и тут мешает
ограниченность нашего бытового знания. (19)Жизнь не может быть сведена к бытовым
впечатлениям. (20)Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего
восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться
нового.
(21)Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении – и в , и в настоящем, и в будущем… (22)А жизнь бесконечно глубока. (23)Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, глубокой мудростью, неповторимостью. (По Д.С. Лихачёву)
7.Определите и запишите основную мысль текста.
8 Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
9 Определите, каким средством языковой выразительности является слово глубокая в словосочетании глубокой мудростью из предложения 23
10 В предложениях 7–9 найдите слово с лексическим значением «умеющий без вражды относиться к чужому мнению, взглядам, поведению». Выпишите это слово.
11 Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид
подчинительной связи.
1) голос инструктора
2) хорошенько выдохнуть
3) хорошее слово
4) ограниченность мешает
Итак, в тексте даны следующие указания:
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
Далее, нужно выполнить задание и провести разбор указанных предложений.
Текст 1:
"Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её большие карие глаза выражающие доброту и любовь родинка на шее шитый белый воротничок нежная рука, которая так часто меня ласкала, которую я так часто целовал. Общее выражение лица матушки постоянно ускользает(2) от меня.(4) Так много возникает восп.минаний .шего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слёзы, смутно видевших. Помню, налево кожаного от д..вана стоял старый английский рояль. Перед этим роялем в пол оборота сидела моя сестрица Любочка с заметным напряжением раскрывая(3) этюды розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками. Ей было одиннадцать лет. Она ходила в коротеньком холстинном платьице в беленьких, обшитых кружевом панталончиках а октавы могла брать."
Проведем разбор предложения (4):
"Общее выражение лица матушки постоянно ускользает от меня."
- Общее выражение лица матушки - подлежащее (определенное, единственное число, именительный падеж);
- постоянно - наречие;
- ускользает - сказуемое (единственное число, настоящее время, третье лицо, несовершенный вид);
- от меня - дополнение (относительное, третье лицо).
Задание (3) - морфологический разбор слова:
- раскрывая - глагол, деепричастие (несовершенный вид, причастный оборот, деепричастный оборот, настоящее время, одушевленный родительный падеж множественного числа).
Задание (2) - морфемный разбор слова:
- ускользает - ус-(корень), -кл-(словарное словообразовательный суффикс), -у-(словарное суффиксообразующий суффикс), -е- (внутренний падежный суффикс), -з-(корень), -ают- (словарное словообразовательный суффикс), -эт-(словарное словообразовательный суффикс), -т (словарное словообразовательный суффикс).
Перейдем к следующему заданию.
В ряде (1) все слова с НЕ пишутся раздельно. Условия выбора раздельного написания:
1) отнюдь (не)легко - сочетание разных частей речи;
2) справедливое (не)годование - отрицание противопоставленно глаголу "годовать";
3) (не)прикоснувшийся к земле - отрицание предлога "прикоснуться";
4) теорема (не)доказана - отрицание глагола "доказать";
5) (не)гаснущая на ветру - отрицание противопоставленно прилагательному "гаснущая";
6) задумывался (не)редко - отрицание наречия "редко".
Далее, выполним задание (4) и выпишем ряд, во всех словах которого пишется НН:
1) избалованная публика, замаскированный вход, выгруженная рабочими;
3) имущество застраховано, поджаренная колбаса, вязаная шапка;
4) приободр