класс.
(1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл в истребительный полк, чтобы написать о подвигах лётчиков-гвардейцев. (3)Там он встретился с командиром третьей эскадрильи Алексеем Маресьевым. (4)Лётчик только что вернулся с боевого задания, устал, и Полевой отложил разговор с ним на утро.
(5)Они пришли в землянку. (6)Ели лесную малину, слушали звон кузнечиков в овраге. (7)А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. (8)«Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться. (9)Что-то тяжёлое грохнуло об пол. (10)Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. (11)Он оставил на полу свои ноги. (12)Безногий лётчик! (13)Лётчик-истребитель! (14)Лётчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»
(15)Они проговорили до рассвета. (16)Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. (17)Борис Полевой не заметил, как исписал, слушая рассказ лётчика, две тетрадки.
(18)Потом они надолго расстались. (19)Пришла Победа. (20)В Нюрнберге преступников, развязавших вторую мировую войну, судил Международный трибунал. (21)Слушая показания одного из главарей гитлеровской Германии, Полевой вспомнил Маресьева. (22)Несомненно, благодаря таким героям и беззаветному мужеству всего народа, был сокрушён фашизм. (23)И прямо там, в Нюрнберге, Борис Полевой достал свои исписанные тетрадки и начал создавать повесть об Алексее Маресьеве. (24)Назвал он её «Повесть о настоящем человеке».
1.Какова основная мысль данного текста? Запишите свой ответ 1– 2 предложениями.
2.Какое из предложений текста содержит объяснением того, о чём говорится во девятом (9) предложении текста? Укажите номер(а) этого(их) предложения(й).
3.Почему Борис Полевой захотел написать книгу об Александре Маресьеве? Запишите свой ответ 1–2 предложениями.
4.Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение написания слов.
1) ИСПИСАННЫЕ – -НН- пишется, потому что это суффикс –АНН- отыменного прилагательного
2) ИСПИСАННЫЕ – -НН- пишется, потому что это суффикс –НН- причастия совершенного вида с приставкой ИС
3) ПРИТУШИЛ– ПРИ- пишется, потому что после приставки идет глухой согласный
4) ПРИТУШИЛ– ПРИ- пишется, потому что приставка имеет значение «приближение»
5) ПРИТУШИЛ– ПРИ- пишется, потому что приставка имеет значение «неполнота действия»
5. Из предложений 15-17 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от звонкости-глухости последующего согласного.
6. В каком ряду при написании обоих слов следует применить правило «Правописание безударных личного окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите этот ряд, дополнив его своим примером.
1) Клеил, сохраняет, <…>
2) выживший, борются, <…>
3) записывает, воюющий, <…>
4) созданный, значится, <…>
7. Какие причастия и деепричастия образованы от глагола слушать неверно? Укажите номера ответов.
1) слушавший
2) слышимый
3) слушая
4) слушающий
5) слышавшийся
8. Ученики писали изложение по данному тексту. Содержание текста они передали по-разному. Укажите номер(-а) предложения(- ий), в котором(-ых) не допущена грамматическая ошибка.
1) Полевой вспомнил про рассказы Маресьева, записанных в тетрадях.
2) Изумленный Полевой рассказом Маресьева решил написать о нем повесть.
3) Слушая рассказ Маресьева, Борис Полевой записывал подробности в тетрадь.
4)Полевой вспомнил про тетради, записавшие рассказы Маресьева
9. Какое из выделенных слов является эпитетом? Выпишите этот эпитет.
БОЕВОЕ задание (предложение 4), ЛЕСНАЯ малина (предложение 7)
БЕЗЗАВЕТНОЕ мужество (предложение 22), ТРЕТЬЯ эскадрилья (предложение 3)
10. Из предложений 19-22 выпишите слово с лексическим значением
«военный суд».
11.Из предложений 18-21 выпишите синоним глагола ПРЕДВОДИТЕЛЬ
12. Укажите, какой частью речи является слово благодаря из предложения №22 текста.
13. Выпишите грамматическую основу предложения № 16.
14. На месте пропуска вставьте слово, указав верную характеристику предложения №8 текста. Запишите свой ответ.
Предложение повествовательное (по цели высказывания),
< …> (по количеству грамматических основ), <…> (по наличию осложняющих конструкций).
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) на границах причастного(-ых) оборота(- ов).
Лётчик,(1) только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»
Они проговорили до рассвета. Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. Борис Полевой не заметил,(2) как исписал,(3) слушая рассказ лётчика, (4)две тетрадки.
16. Среди предложений 20-23 найдите предложение (я), в котором(ых) есть вводные конструкции. Выпишите номер(а) этого(их) предложения(ий)
17. Среди предложений 21-24 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.