Как вы понимаете смысл фразы из текста"это была грозная тетрадь - она поразила меня". это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования. все ее страницы были разрисованы красками, тщательно и трудолюбиво. я перевертывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы. и я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у семилинейной керосиновой лампы на обеденном столе. от прикосновения волшебных кисточек оживал мертвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. иван царевич на сером волке скакал по еловому лесу. елки были меньше серого волка. иван царевич сидел верхом на волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчеркнутые галочки, виднелись в синем звездном небе. и чем сильнее я вспоминал свое детство, тем яснее понимал, что детство мое не повторится, что я не встречу и тени его в чужой тетради. это была грозная тетрадь. северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот желтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих. в тетрадке было много, много заборов. люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены желтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки. железные нити казенного образца покрывали все заборы в детской тетрадке. около забора стояли люди. люди тетрадки не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были солдаты, это были конвойные и часовые с винтовками. дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек. и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы. тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города. яркая земля, однотонно-зеленая, как на картинах раннего матисса, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. закаты и восходы были добротно алыми, и это не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени. сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба дальнего севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов. я вспомнил старую северную легенду о боге, который был еще ребенком, когда создавал тайгу. красок было немного, краски были по- чисты, рисунки просты и ясны, сюжеты их немудреные. после, когда бог вырос, стал взрослым, он научился вырезать причудливые узоры листвы, выдумал множество разноцветных птиц. детский мир надоел богу, и он закидал снегом таежное свое творенье и ушел на юг навсегда. так говорила легенда. и в зимних рисунках ребенок не отошел от истины. зелень исчезла. деревья были черными и голыми. это были даурские лиственницы, а не сосны и елки моего детства. шла северная охота; зубастая овчарка натягивала поводок, который держал в руке иван царевич. иван царевич был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах, крагах, как их называют на дальнем севере. за плечами ивана царевича висел автомат. голые треугольные деревья были натыканы в снег. ребенок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме желтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего, синего неба.
Тетрадь действительно предстает читателю в мрачном свете: злобнася овчарка, военная форма, автоматы Можно предположить, что ребенок вырос в военное время и рисовал все то, что видел. И это подтверждает сообщение рассказчика о своем нелегком детстве ( об этом сообщается во втором абзаце)
Нет ничего ужаснее войны. Она несет за собой огромные жертвы. И это не только кровь отцов и слезы матерей, но и сломленная психика детей