Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя . поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль. пишем сочинение-рассуждение на свободную тему шаг первый. чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать. проверить успешность этого шага можно следующим образом. прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения. из каких частей состоит сочинение-рассуждение? полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. это: тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать); аргументы (каждый из них должен служить наглядным, свершившимся, а потому убедительным доказательством вашей мысли); вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы. пример. тема сочинения-рассуждения — «первая любовь…».рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис. при тезисе «первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья». основная часть: аргументы, содержание аргументов аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три. лучшими аргументами являютсяшироко известные факты (или не известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. хорошим доказательством станутстатистические данные, обсуждаемые события. в практике школьных сочинений самый весомый аргумент — произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, героя, которые вашу мысль. чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «почему? » пример. возьмём другой тезис, относящийся к теме «первая любовь» — «любить — значит становиться лучше». почему? стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. аргумент. татьяна ларина, желая разгадать душу онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные евгением, и размышляя над прочитанным. она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально. аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным. шаг второй. подберите аргументы, вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный». вывод вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.