"Изложение с элементами сочинения" не является "изложением" в чистом виде. Однако, и "сочинительские" моменты должны вставляться туда очень осторожно, никоим образом не нарушая структуру предложенного к изложению отрывка произведения или суть авторского замысла. Элементы сочинения, применяемые в изложении школьнику научиться рассуждать, излагать свои мысли по поводу прочитанного/услышанного, несколько "дополнять" идею автора текста. Развивать авторскую мысль, так сказать.
Если придётся писать изложение, воспринимая текст "на слух" (особенно, если он является не знакомым изначально), тут, конечно, главное - запомнить последовательность событий/описаний/диалогов, приведённых в отрывке. Выделить для себя основную мысль, охватывающую данный отрывок. Можно сделать для себя какие-то пометки, небольшой план повествования, чтобы не нарушать событийного ряда (ведь сочинительством его не восстановишь). И, по возможности, как можно более подробно запомнить различные авторские описания. То же самое касается диалогов. Если дословно запомнить не удалось, не стоит оформлять высказывания в виде диалога или прямой речи, лучше вести повествование от третьего лица т.н. "удалённого" типа (т.е. мысли и речи не приводятся дословно. Вместо "Привет!" -"Здравствуй." Можно написать: "они поздоровались" или "они поприветствовали друг друга"). Потому что сильные отступления от авторского текста будут выглядеть весьма некорректными. Что касается поведения героев и описания их поступков - тут уже можно и порассуждать, и высказать своё мнение, и дать оценку их действиям. Автор "не обидится", ведь смысл текста никак не искажён и не изменена структура повествования.
Если придётся писать изложение, воспринимая текст "на слух" (особенно, если он является не знакомым изначально), тут, конечно, главное - запомнить последовательность событий/описаний/диалогов, приведённых в отрывке. Выделить для себя основную мысль, охватывающую данный отрывок. Можно сделать для себя какие-то пометки, небольшой план повествования, чтобы не нарушать событийного ряда (ведь сочинительством его не восстановишь). И, по возможности, как можно более подробно запомнить различные авторские описания. То же самое касается диалогов. Если дословно запомнить не удалось, не стоит оформлять высказывания в виде диалога или прямой речи, лучше вести повествование от третьего лица т.н. "удалённого" типа (т.е. мысли и речи не приводятся дословно. Вместо "Привет!" -"Здравствуй." Можно написать: "они поздоровались" или "они поприветствовали друг друга"). Потому что сильные отступления от авторского текста будут выглядеть весьма некорректными. Что касается поведения героев и описания их поступков - тут уже можно и порассуждать, и высказать своё мнение, и дать оценку их действиям. Автор "не обидится", ведь смысл текста никак не искажён и не изменена структура повествования.