Итоговая контрольная работа по русскому языку за 7 класс
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Алексей чу..ствовал что слабе..т от напр..жения и боли. Закусив губу он продолжал идти доб..раясь к л..сной дороге, что вела (в)глубь леса. По мя..кому снегу идти было еще (ни)чего, но, как только он ступил на твердый, обдутый ветрами, покрытый ле..ком горб дороги, боль стала такой (не)стерпимой, что он ост..новился, (не)решаясь (з/с)делать еще хотя бы шаг. Так стоял он, (не)ловко ра(с/сс)тавив ноги покач..ваясь, точно от ветра. И вдруг все посерело перед (3) глазами.
От боли и напр..жения через (н..)сколько шагов нач..нало кружить голову (4). Пр..ходилось стоять закрыв (2) глаза пр..слонившись спиной к стволу дерева, или пр..сажива(т/ть)ся на сугроб и о..дыхать, чу..ствуя острое биение пульса в венах.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) (При)том событии присутствовали многочисленные зрители.
2) Редактор встретился с автором, что(бы) согласовать внесённые в рукопись изменения.
3) Вам то(же) удалось побывать на море?
4) Он нравился ей (за)то, что мог быстро ориентироваться в любой, даже самой непредсказуемой ситуации.
4. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний.
2) Заваривая чай, у него упала чашка.
3) Согласно правилу деепричастия выделяются запятыми.
4) По окончании встречи собеседники друг другу руки.
5. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В эту минуту к Татьяне Аркадьевне подошёл неслышно ступая своими замшевыми подошвами Лука.
2) Сзади ее копошилась в темном углу какая-то маленькая фигурка разматывавшая желтый башлык окутывавший ее голову.
3) Распустившиеся в саду розы наполняли улицу сказочным ароматом.
4) Илья молча стоял в сторонке стесняясь подойти.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Наблюдательная Таня бросив на него украдкой несколько взглядов сразу определила про себя что этот мальчик застенчив беден и самолюбив.
2) Не люблю когда люди торопятся делая плохо свою работу.
3) Эти дни бывали днями полной анархии приводившей в отчаяние прислугу.
4) Огромная елка стояла посредине слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом.
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.
(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!
(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.
(189 слов, по В. Быкову)
8. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-2. Запишите ответ.
9. Определите и запишите лексическое значение слова «самопожертвование» из предложения 6. Самопожертвование — ...
10. Объясните значение пословицы «Человек без друзей, что сокол без крыльев», запишите Ваше объяснение.