Итоговая контрольная работа по русскому языку для 5 класса.
1.. Среди указанных синонимичных названий «спортивных» профессий найдите слово, которое является самым общим по отношению к другим словам. В ответ запишите это слово.
Метатель, дискобол, легкоатлет, аконтист.
2. Мария заполняет таблицу словами из приведённого ниже списка. Какие слова необходимо ей записать в пустую ячейку таблицы? Запишите их в ответе.
Характеристика слова
Пример
В слове 7 букв и 8 звуков
Никакая
В слове 8 букв и 7 звуков
движение
посадили
пришлось
доказали
покинуть
3. Вставьте пропущенные буквы. В скобках рядом со словами, в корне которых пропущена буква, запишите проверочные слова.
Насл_диться () кр_сотой () пр_роды, насл_дить () на п_лу (), оп_саться з_млетр_сения (, ).
4. Выпишите из пословицы антонимы. К языковым или контекстным их следует отнести?
Умная ложь лучше глупой правды.
5. Ребята подбирали из текста примеры слов одной части речи. Запишите слово, которое ошибочно оказалось в одном из рядов.
осыпается, закричал, уселся
морозной, (работал) бесшумно, снежными
(в) небе, (в) ночи, жизнь
в, под, за
6. Из приведённого ниже списка слов выпишите слова, написание которых подчиняется правилу: «В корне раст-/ращ-/рос- перед СТ и Щ пишется А, перед С –
О». Обоснуйте свой выбор.
Растение, росли, растеряться, выращивать, возрастать, растворять, растрясти, растить.
ответ:
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)
Предпраздничная суета подогревала ожидание чуда и заставляла мечтать о приятном.
Я узнал много нового о своём друге и гордился нашей дружбой.
Выглянуло солнце и под его лучами изменилась хмурая картина осени.
Тёмный лес был укрыт снежным покрывалом и от этого казался нарядным и праздничным.
8. Прочитайте текст.
(1)Самые крупные птицы в мире – страусы. (2)Их высота – два с половиной метра, а вес – пятьдесят килограммов.
(3)Живут страусы в Африке и в Австралии.
(4)У страусов длинная шея, покрытая пухом, красивое чёрное и серое оперенье. (5)Они не умеют летать, и крылья их служат для украшения. (6)У страусов очень сильные ноги, отличное зрение. (7)Благодаря огромному росту, они издалека замечают опасность, видят приближающегося хищника, объявляют тревогу, и животные убегают.
(8)Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. (9)Эти птицы легко приручаются, и люди обучают их пасти стада овец и возить повозки.
(Т.А. Нуждина. Энциклопедия для малышей)
Грамматическое задание:
1. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает действие предмета.
ответ:
2. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает признак предмета.
ответ:
3. Сколько слов в предложении 8 обозначают предмет?
ответ:
4. Выпишите из предложения 7 по одному существительному разных склонений.
ответ:
1 склонение -
2 склонение -
3 склонение -
5. В предложении 9 найдите глаголы в неопределенной форме, выпишите их, определите спряжение.
ответ