Исправьте ошибки в предложениях. А.1. Он впервые дебютировал в заглавной роли. 2. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 3. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 4. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.
Б.1. Студент очень скрупулёзно изучал предмет. 2. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 3. Эти успехи – результат улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственной культуры. 4. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.
В.1. Летом я буду отдыхать в подмосковной здравице. 2. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 3. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 4. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный врасплох.
2. Выполните тестовые задания.
А.1.Фразеологизм употреблен правильно в предложении …
1) Я заметил дом, который знаю как свои пять пальцев.
2) Саванна – земля обетованная для редких животных.
3) Работники больницы знали, кто в них бросает камешки.
4) Хоть он был и не из робкой десятки, но тут испугался.
2. Выделенные слова являются …
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
(М. Цветаева)
1) общеязыковыми антонимами; 2) контекстными антонимами;
3) паронимами; 4) омонимами.
Б.1. Синонимом словосочетания очень много является фразеологизм…
1) семи пядей во лбу; 2) пуд соли съесть;
3) куры не клюют; 4) во весь дух.
2. К книжной лексике относится слово…
1) грохнуть: 2) затеять;
3) низложить; 4) прихвастнуть.
В.1. Фразеологизм витать в облаках имеет значение…
1) находится в неопределенном, шатком положении;
2) бесплодно мечтать, быть непрактичным;
3) быть близким к гибели;
4) находится на чьём-либо обеспечении, иждивении.
2. В предложении используется …
Плачет метель, как цыганская скрипка (С. А. Есенин)
1) гипербола; 2) ирония;
3) антитеза; 4) олицетворение.
Обоснование: Использование слова "заглавной" в данном контексте является ошибкой, так как в данном предложении речь идет о роли, которая является основной или главной.
Решение: Заменить слово "заглавной" на слово "главной".
2. Фирма предлагает товары с большим ассортиментом и по самым дешевым ценам.
Обоснование: Фраза "товары большого ассортимента" звучит некорректно, так как ассортимент относится к разнообразию товаров, а не к самим товарам.
Решение: Добавить слово "с" перед словом "большим", чтобы правильно передать значение предложения.
3. Участники экспедиции рассказали о перспективах будущего.
Обоснование: Использование слова "на" перед словом "будущее" является ошибкой, так как в данном контексте не указывается конкретный момент будущего, а лишь говорится о перспективах в целом.
Решение: Убрать слово "на" перед словом "будущее".
4. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.
Обоснование: Использование слова "скрепя" является ошибкой, так как в данном контексте речь идет о воле или желании собрать вещи, а не о сжатии или стеснении души.
Решение: Заменить слово "скрепя" на слово "сжимая" или "стискивая".
Б. 1. Студент очень тщательно изучал предмет.
Обоснование: В данном предложении использовано слово "скрупулезно" вместо слова "тщательно", что является ошибкой, так как они имеют похожие значения, но "тщательно" более употребительно в данном контексте.
Решение: Заменить слово "скрупулезно" на слово "тщательно".
2. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах.
Обоснование: Фраза "состояние чистоты" звучит некорректно, так как речь идет о состоянии улиц, а не о состоянии чистоты.
Решение: Заменить фразу "состояние чистоты" на "чистоту на улицах".
3. Эти успехи - результат улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственной культуры.
Обоснование: В данном предложении используется некорректное слово "возделывания", так как оно повторяет значение слова "агротехники".
Решение: Заменить слово "возделывания" на слово "культивирования".
4. Сыр-бор в основном возник из-за намерений городских властей закрыть стадион.
Обоснование: Слово "развернулся" используется некорректно в данном предложении.
Решение: Заменить слово "развернулся" на слово "возник" или "произошел".
В. 1. Летом я буду отдыхать в подмосковье здравствуй.
Обоснование: Слово "здравице" использовано некорректно в данном контексте, так как оно имеет смысл приветствия, а не слова, которое обозначает место.
Решение: Заменить слово "здравице" на слово "подмосковье".
2. Можно ожидать роста экономики уже в следующем году.
Обоснование: В данном предложении использовано некорректное выражение "к следующему году", так как в описаниях временных периодов используется предлог "в".
Решение: Заменить фразу "к следующему году" на "в следующем году".
3. На научном семинаре автор изложил основной смысл этой книги.
Обоснование: Использование слова "главную" перед словом "суть" является ошибкой, так как уже в предложении указано, что речь идет о "основном смысле", а значит дополнительное слово "главную" становится избыточным.
Решение: Убрать слово "главную" перед словом "суть".
4. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полное влагалище.
Обоснование: Слово "врасплох" используется некорректно в данном предложении.
Решение: Заменить слово "влагалище" на слово "недоумение" или "неожиданность".
2. Выполните тестовые задания.
А. 1. Фразеологизм употреблен правильно в предложении ...
1) Я заметил дом, которым владею как свои пять пальцев.
2) Саванна - райское место для редких животных.
3) Работники больницы знали, кто к ним приходит.
4) Хоть он и не из лидеров, но тут испугался.
Обоснование: В предложении 1) фразеологизм "как свои пять пальцев" используется в значении "очень хорошо знать" и употреблен правильно.
Решение: Оставить предложение 1) без изменений.
2. Выделенные слова являются ...
Знаю, умру на заре! - Песню ночи
Бог не пошлет по мою голодовку душевную!
(М. Цветаева)
1) общеязыковыми антонимами; 2) контекстными антонимами;
3) паронимами; 4) омонимами.
Обоснование: Во втором предложении выделенные слова "голодовку" и "душевную" используются в противоположных значениях, что является отличительной чертой антонимов.
Решение: Выделенные слова являются контекстными антонимами.
Б. 1. Синонимом словосочетания очень много является фразеологизм...
1) семь красок волшебного карандаша; 2) съесть целую солонку;
3) куры не клюют; 4) во все свои силы.
Обоснование: Фразеологизм "семь красок волшебного карандаша" употребляется в значении "очень много" и является синонимом словосочетания "очень много".
Решение: Выбрать ответ 1) "семь красок волшебного карандаша".
2. К книжной лексике относится слово...
1) грохнуть: 2) затеять;
3) низложить; 4) приблудить.
Обоснование: Слова "грохнуть", "затеять", "низложить" и "приблудить" не употребляются в книжной речи, а скорее связаны с разговорным или письменным стилем.
Решение: Выбрать ответ 0) "нет правильного ответа".
В. 1. Фразеологизм витать в облаках имеет значение...
1) находится в нестабильном положении;
2) бесплодно мечтать, быть непрактичным;
3) быть близким к гибели;
4) находится на чьем-либо обеспечении.
Обоснование: Фразеологизм "витать в облаках" используется в значении "бесплодно мечтать, быть непрактичным" и употреблен правильно в контексте.
Решение: Выбрать ответ 2) "бесплодно мечтать, быть непрактичным".
2. В предложении используется ...
Плачет метель, как цыганская скрипка (С. А. Есенин)
1) гипербола; 2) ирония;
3) антитеза; 4) олицетворение.
Обоснование: Поэтическое выражение "плачет метель" имеет переносное значение, но не преувеличивает реальные возможности метели, а значит, является олицетворением.
Решение: Выбрать ответ 4) "олицетворение".