Исходный текст
ветер и сосны
і. жгучий ветер,1 посылаемый жаркой пыльной степью,2 с ревом вгрызался в сосновый лес.
іі. стуча колючими песчинками по хвойным лапам и стволам,3 он выл от напряжения,4 на скоро выдыхался,5 натыкаясь кругом на молчаливое сопротивление деревьев.
ііі. ветер привык к своей силе и с удовольствием носился по степи,6 заметая ее песком и высохшей травою,7 дабы лишний раз убедиться,8 что на тысячи километров вокруг все ему подвластно.
іv. а степь,9 сухая,10 плоская от природы,11 и потому полагающая за правило,12 что все на свете должно быть сухим и плоским,13 любила ветер,14 который мог все возвысившееся и выросшее над нею смести и сровнять с поверхностью.
v. вот только лес не давался силе ветра.
vі. деревья,15 взявшись за руки и тесно прижавшись плечами друг к другу,16 продолжали расти.
vіі. когда ветер был особенно неистов,17 они глухо роптали кронами,18 взмахивали темно-зелеными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом.
vііі. ветер хотел так раскачать их,19 чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками.
к тексту:
1. в тексте имеются слова на правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (заполните таблицу):
№ предложения примеры проверочные слова
1 сосновый сосны
2. в тексте имеются слова на правописание частицы не с разными частями речи:
№ предложения примеры часть речи объяснение написания
3. в тексте имеются слова с чередованием гласной в корне:
№ предложения примеры объяснение написания
4. в тексте есть примеры на правописание з и с в приставках:
№ предложения примеры объяснение написания
5. в тексте есть примеры на правописание приставки при-:
№ предложения примеры объяснение написания
6. в тексте имеются примеры на оглушение согласных в конце слов:
№ предложения примеры объяснение написания
7. впишите по пять существительных в каждый столбик таблицы:
1 склонение 2 склонение 3 склонение
лапа ветер степь
8. выпишите по два-три примера качественных и относительных прилагательных:
качественные прилагательные относительные прилагательные
9. образуйте от качественных прилагательных краткую форму:
полная форма краткая форма
10. выпишите пять глаголов в времени и определите их вид:
№ предложения глаголы в времени вид, спряжение, наклонение, число, род
11. выпишите из текста все причастия и обозначьте в них суффиксы:
№ предложения причастия спряжение, вид, разряд, время, число, род, падеж глагол, от которого образовано причастие
12. выпишите из текста все деепричастия и обозначьте в них суффиксы:
№ предложения деепричастия спряжение, вид, время глагол, от которого образовано деепричастие
13. выпишите из текста все наречия и объясните их написание:
№ предложения наречия объяснение написания
14. напишите небольшое сочинение (5-10 предложений) на тему исходного текста.