Ираида Андреевна входила в класс, как всегда, торопливо-радостная. (2)Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхивали огоньки. (3)3а секунду до её появления в классе бывал такой ералаш, что, казалось, и за полчаса его не успокоить. (4)Но всё менялось, как по волшебству. (5)В раскрытой двери появлялась Ираида Андреевна. (6)На мгновение она задерживалась тут, а в классе уже тишина и порядок. (7)В эти мгновения учительница, седая, статная, казалась особенно величественной, красивой. (8)Наверное, так входят в зрительный зал на театральный спектакль, о котором давно мечтали и о котором давно думали. (9)0днажды она пришла на урок с двумя десятиклассниками. (10)Эти два высоченных парня принесли и поставили на стол что-то очень тяжёлое. (11)3авёрнутое в чёрный коленкор. (12)Урок начался как обычно. — (13)Итак, на чём мы остановились в раз? (14)Да, мы говорили про оборону Севастополя, в которой участвовал Лев Николаевич Толстой. (15)Кто читал Льва Толстого? (16)Должно быть, все, кто был в классе, подняли руки. (17)И Костя поднял руку. (18)Он читал «Детство» и «Отрочество», хотел сказать об этом учительнице, но промолчал, потому что и другие молчали, а только подняли руки. — (19)Опустите руки, — сказала Ираида Андреевна. — (20)У нас в школьном дворе до войны стоял на постаменте бюст Льва Толстого. (21)И знаете, ребята, весной, как только сходил снег, у этого бюста всегда появлялись букетики подснежников и первых фиалок. (22)И осенью ученики всегда приносили сюда яркие цветы. (23)А зимой по традиции украшали памятник зелёными ветками сосны. (24)Костя выглянул в окно, за которым был школьный двор. (25)Он посмотрел так, будто не проходил сотни раз мимо небольшой клумбы. (26)3нал же, что никакого бюста там нет. — (27)Сахаров, — спросила учительница, — ты что смотришь? (28)Костя встал: — Ираида Андреевна, а где теперь этот бюст? (29)Учительница подошла к столу, на котором темнело что-то, покрытое чёрным коленкором. (ЗО)Одним движением Ираида Андреевна сдёрнула чёрное покрывало — сразу Костя не понял, что перед ним. (31)А какая-то девочка даже вскрикнула. (32)Приглядевшись внимательнее, Костя увидел бюст Льва Толстого. (ЗЗ)Голова была прострелена насквозь. (34)От этого глаза Толстого казались ещё более глубокими; они смотрели на детей из-под густых бровей, точно живые. (35)И вдруг Костя услышал приглушённо-размеренные удары. (Зб)Будто где-то очень далеко били тревогу, ударяя в набат с промежутками равными и частыми, а сюда доносилось: тук-тук, тук-тук, тук-тук… (37) « А я ведь никогда раньше не слышал, как стучит моё сердце», — подумал Костя. (38) Все в классе молчали. (39)А вентилятор в форточке, казалось, рычал громче, чем всегда. (40)Ираида Андреевна бережно укутала бюст чёрной материей. (41)Потом стала спиной к доске и провела ладонями по лицу, точно умылась. (42)Учительница говорила негромко, но каждое её слово отдавалось в Косте так же отчётливо, как стук его сердца. — (43)Да, ребята, это было. (44)Когда фашисты захватили Новгород, они сделали из бюста Льва Толстого мишень. (45)В этом классе, где сейчас сидите вы, учились такие же, как вы, новгородские ребята. (4б)Они ушли в сорок первом году защищать Родину от фашистов. (47)Многих из этих новгородских мальчиков уже нет. (48)Да, их уже нет. (49)Но они завоевали победу… (50)Этот бюст недавно нашли во время раскопок. (51)Его передают в музей. (52)Он останется для истории. (53)Он навсегда будет напоминать о варварстве фашистов… (54)Ираида Андреевна медленно подошла к столу и села. (55)Несколько мгновений она молчала. (5б)Молчал и весь класс.
Пояснение к тексту:
1) В этом тексте рассказывается о появлении Ираиды Андреевны в классе, ее особенной величественности и красоте. Появление учителя в классе обычно приводило к успокоению и созданию порядка.
2) Учительница пришла на урок вместе с двумя десятиклассниками и принесла на стол что-то очень тяжелое, закрытое черным коленкором. Это оказался бюст Льва Толстого.
3) Урок начался с обсуждения произведений Льва Толстого, и ученики, в том числе и Костя, подняли руки, чтобы показать, что они прочитали его книги. Костя обратил внимание на то, что в окне отсутствует бюст Льва Толстого.
4) Костя задает учительнице вопрос о местонахождении бюста, на что Ираида Андреевна сдирает черное покрывало и показывает классу голову бюста Льва Толстого с простреленной черепной коробкой.
5) Учительница рассказывает классу, что фашисты использовали бюст Льва Толстого в качестве мишени при захвате Новгорода. Она также говорит о том, что в этом классе учились новгородские дети, которые ушли на фронт в 1941 году. Многие из них погибли, но они достигли победы.
6) Ираида Андреевна объясняет, что бюст Льва Толстого будет передан в музей и останется для истории, напоминая о варварстве фашистов.
7) После рассказа учительницы класс остается погруженным в молчание. Ираида Андреевна медленно подходит к столу и садится, а класс продолжает молчать.
Шаги решения:
1) Ираида Андреевна входит в класс и создает ощущение порядка и тишины.
2) Она приносит на стол тяжелый предмет, покрытый черным коленкором.
3) Вначале урока обсуждается произведения Льва Толстого.
4) Костя задает вопрос о местонахождении бюста.
5) Ираида Андреевна сдирает покрывало и показывает голову бюста, простреленную фашистами.
6) Учительница рассказывает о том, как фашисты использовали бюст в качестве мишени.
7) Она объясняет, что в данном классе учились новгородские дети, которые ушли на фронт и погибли, но достигли победы.
8) Бюст будет передан в музей и останется для истории, напоминая о варварстве фашистов.