Ираида Андреевна входила в класс, как всегда, торопливо-радостная. (2)Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхивали огоньки. (3)3а секун­ду до её появления в классе бывал такой ералаш, что, казалось, и за полчаса его не успокоить. (4)Но всё менялось, как по волшебству. (5)В раскрытой двери появлялась Ираида Андреевна. (6)На мгновение она задерживалась тут, а в классе уже тишина и порядок. (7)В эти мгновения учительница, седая, статная, казалась особенно величественной, красивой. (8)Наверное, так входят в зрительный зал на театральный спектакль, о котором давно мечтали и о котором давно думали. (9)0днажды она пришла на урок с двумя десятиклассниками. (10)Эти два высоченных парня принесли и поставили на стол что-то очень тяжёлое. (11)3авёрнутое в чёрный коленкор. (12)Урок начался как обычно. — (13)Итак, на чём мы остановились в раз? (14)Да, мы говорили про оборону Севастополя, в которой участвовал Лев Николаевич Толстой. (15)Кто читал Льва Толстого? (16)Должно быть, все, кто был в классе, подняли руки. (17)И Костя поднял руку. (18)Он читал «Детство» и «Отрочество», хотел сказать об этом учительнице, но промолчал, потому что и другие молчали, а только подняли руки. — (19)Опустите руки, — сказала Ираида Андреевна. — (20)У нас в школьном дворе до войны стоял на постаменте бюст Льва Толстого. (21)И знаете, ребята, весной, как только сходил снег, у этого бюста всегда появлялись букетики подснежников и первых фиалок. (22)И осенью ученики всегда приносили сюда яркие цветы. (23)А зимой по традиции украшали памятник зе­лёными ветками сосны. (24)Костя выглянул в окно, за которым был школьный двор. (25)Он посмотрел так, будто не проходил сотни раз мимо небольшой клумбы. (26)3нал же, что никакого бюста там нет. — (27)Сахаров, — спросила учительница, — ты что смотришь? (28)Костя встал: — Ираида Андреевна, а где теперь этот бюст? (29)Учительница подошла к столу, на котором темнело что-то, покрытое чёрным коленко­ром. (ЗО)Одним движением Ираида Андреевна сдёрнула чёрное покрывало — сразу Костя не понял, что перед ним. (31)А какая-то девочка даже вскрикнула. (32)Приглядевшись внимательнее, Костя увидел бюст Льва Толстого. (ЗЗ)Голова была прострелена насквозь. (34)От этого глаза Толстого казались ещё более глубокими; они смотрели на детей из-под густых бровей, точно живые. (35)И вдруг Костя услышал приглушённо-размеренные удары. (Зб)Будто где-то очень да­леко били тревогу, ударяя в набат с промежутками равными и частыми, а сюда доносилось: тук-тук, тук-тук, тук-тук… (37) « А я ведь никогда раньше не слышал, как стучит моё сердце», — подумал Костя. (38) Все в классе молчали. (39)А вентилятор в форточке, казалось, рычал громче, чем всегда. (40)Ираида Андреевна бережно укутала бюст чёрной материей. (41)Потом стала спиной к доске и провела ладонями по лицу, точно умылась. (42)Учительница говорила негромко, но каждое её слово отдавалось в Косте так же отчётливо, как стук его сердца. — (43)Да, ребята, это было. (44)Когда фашисты захватили Новгород, они сделали из бюста Льва Толстого мишень. (45)В этом классе, где сейчас сидите вы, учились такие же, как вы, новгородские ребята. (4б)Они ушли в сорок первом году защищать Родину от фашистов. (47)Многих из этих новгородских мальчиков уже нет. (48)Да, их уже нет. (49)Но они завоева­ли победу… (50)Этот бюст недавно нашли во время раскопок. (51)Его передают в музей. (52)Он останется для истории. (53)Он навсегда будет напоминать о варварстве фашистов… (54)Ираида Андреевна медленно подошла к столу и села. (55)Несколько мгновений она молчала. (5б)Молчал и весь класс.

AlinaAlina110624 AlinaAlina110624    1   03.12.2021 20:38    100

Ответы
elyakhina1976 elyakhina1976  10.01.2024 17:21
На данном уроке Ираида Андреевна демонстрирует бюст Льва Николаевича Толстого, который был найден во время раскопок и передается в музей. Учительница рассказывает о том, как фашисты захватили Новгород, и как они использовали бюст Толстого в качестве мишени. Она объясняет, что в этом классе учились новгородские дети, которые ушли защищать Родину от фашистов в 1941 году. Ираида Андреевна говорит, что многих из этих мальчиков уже нет, но они завоевали победу. Бюст Льва Толстого станет частью истории и будет напоминать о варварстве фашистов.

Пояснение к тексту:
1) В этом тексте рассказывается о появлении Ираиды Андреевны в классе, ее особенной величественности и красоте. Появление учителя в классе обычно приводило к успокоению и созданию порядка.
2) Учительница пришла на урок вместе с двумя десятиклассниками и принесла на стол что-то очень тяжелое, закрытое черным коленкором. Это оказался бюст Льва Толстого.
3) Урок начался с обсуждения произведений Льва Толстого, и ученики, в том числе и Костя, подняли руки, чтобы показать, что они прочитали его книги. Костя обратил внимание на то, что в окне отсутствует бюст Льва Толстого.
4) Костя задает учительнице вопрос о местонахождении бюста, на что Ираида Андреевна сдирает черное покрывало и показывает классу голову бюста Льва Толстого с простреленной черепной коробкой.
5) Учительница рассказывает классу, что фашисты использовали бюст Льва Толстого в качестве мишени при захвате Новгорода. Она также говорит о том, что в этом классе учились новгородские дети, которые ушли на фронт в 1941 году. Многие из них погибли, но они достигли победы.
6) Ираида Андреевна объясняет, что бюст Льва Толстого будет передан в музей и останется для истории, напоминая о варварстве фашистов.
7) После рассказа учительницы класс остается погруженным в молчание. Ираида Андреевна медленно подходит к столу и садится, а класс продолжает молчать.

Шаги решения:
1) Ираида Андреевна входит в класс и создает ощущение порядка и тишины.
2) Она приносит на стол тяжелый предмет, покрытый черным коленкором.
3) Вначале урока обсуждается произведения Льва Толстого.
4) Костя задает вопрос о местонахождении бюста.
5) Ираида Андреевна сдирает покрывало и показывает голову бюста, простреленную фашистами.
6) Учительница рассказывает о том, как фашисты использовали бюст в качестве мишени.
7) Она объясняет, что в данном классе учились новгородские дети, которые ушли на фронт и погибли, но достигли победы.
8) Бюст будет передан в музей и останется для истории, напоминая о варварстве фашистов.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык