I. Выделенные слова замените местоимениями.
1. Отдельные отрывки из поэмы я выучил наизусть. 2. В новогодний вечер мы
украшали ёлку. 3. По краю скамейки полз неизвестный жук. 4. С ним происходило
непонятное. 5. Яблоки поделили поровну: вышло три яблока на брата. 6. Ни акварельной, ни масляной краски у нас не было. 7. Ни дождь, ни снег, ни буря нас не
остановят.
II. Составьте словосочетания, используя неопределённые местоимения:
рассчитывать ..., верить ..., беспокоиться ..., ориентироваться ..., обращаться ...,
привыкать ..., приветствовать ..., прикасаться ..., разбираться ..., участвовать ...,
пренебрегать ..., заботиться ..., бояться ..., заняться
III. Спишите, раскрывая скобки.
а) 1. Не смолкает напев соловьиный, что (то) шепчут ручьи и листы. 2. В саду
кто (то) тихо смеётся. 3. Или я заблудился в тумане? Или кто (нибудь) шутит со
мной? 4. Вздыхал о чём (то) я, чего (то) было жалко, какою (то) мечтой горела
голова. 5. Глухие тайны мне поручены, мне чьё (то) сердце вручено (А. Блок).
б) 1. Кто (то) едет в поле за сараями. Раздаются чьи (то) голоса. 2. Скажите,
знаете ли вы о вьюгах что (нибудь). 3. Сижу себе, разглядываю спину кого (то)
уходящего в плаще, хочу запеть про тонкую рябину, или про чью (то) горькую
чужбину, или о чём (то) русском вообще (Н. Рубцов).
IV. Допишите словосочетания, используя слова для справок.
Увидеть ..., повстречаться ..., выполнить задание ... минут, уважать принести ... нужное, услышать ... интересное.
Слова для справок: с кем (либо), кого (нибудь), что (либо), за (не) сколько минут,
кое (что), не (что), кого (то).
V. Поработайте в парах. Отберите по одному выражению. Подробно опишите
ситуацию, в которой это выражение можно использовать. При описании
постарайтесь употреблять местоимения.
1. Какая прелесть! 2. Ах, какая красота! 3. Каких только красок нет! 4. Таких
интересных костюмов я никогда не видела. 5. Та кого я от него не ожидал! 6. Я
никогда раньше не бывал на таком матче.