I. 1. Вставьте в предложенные слова пропущенные буквы.
2. Выпишите слова, не относящиеся к общему правилу. Объясните свой ответ.
3. Какие два варианта нормативного произношения могут быть у слова «меж..нститутский»?
Пред..нфарктный, пост..нфарктный, меж..нститутский, пред..стория, сверх..нтересный, пред..ньский, трёх..гольный, сверх..нтеллигентский, спец..нвентарь, от..граться, контр..гра, дез..нформация.
II.
1.В высказывании Александра Гениса найдите и назовите отличия метафоры от метонимии.
Метафора говорит, что одно — это другое. Она заставляет нас ходить по кругу, позволяя узнать описываемый предмет, но не понять его. Метонимия утверждает, что одно — это часть другого, такого другого, о котором ничего нельзя сказать.
Метафора — это лабиринт знаков. Метонимия — путеводная нить в этом лабиринте. Она ведет к выходу, но не доводит до него, ибо языку это не по силам (А. Генис. Сюрпризы глобализации).
2. Объясните возникшие в тексте метафоры.
3. Создайте метафоры для выразительных средств языка:
1) оксюморон —сочетание противоречащих друг другу понятий;
2) эпитет — образное определение;
3) олицетворение — приписывание неживому свойств живого;
4) гипербола — намеренное преувеличение для усиления выразительности.
III.
Разговаривают два студента:
— Завтра экзамен по морфологии. Думаю, сдаду.
— Кто бы сомневался! Конечно, сдадёшь!
1. Нарушение каких норм лежит в основе анекдота?
2. За счёт каких языковых явлений создается комический эффект в диалоге?
3. Какова лингвистическая причина появления ошибок в речи студентов?
4. Напишите небольшой (7–10 предложений) текст, объясняющий появление в речи иронии. Используйте известные вам лингвистические термины.
IV.
Послушайте стихотворение А. А. Блока «В ресторане» (https://teatr.audio/blok-aleksandr-v-restorane) в исполнении актрисы Алисы Георгиевны Коонен (1889–1974).
Отметьте особенности произношения, отличающиеся от современной нормы. Объясните причины отступлений.