Это не было что – либо железобетонное или стальное, с дугами арок или кружевом ферм, сквозь которые светится синее небо, разбитое на ромбы и треугольники. И не имело ничего общего с понтонами, которые ходят, как живые, под танками и машинами. Это был обыкновенный деревянный мост с пологим, буроватого цвета песчаным выездом к центру станицы Вешенской. Ставился он для колхозного житья – бытья, катили по нему редкие полуторки, а чаще стукали быки, таская лесок и сенцо – цоб да цобе. И был вдобавок ко всему идиллический тот сельский мостик единственным на довольно большом участке Дона. И стоял бы он себе еще десять, двадцать, сорок лет, если бы немцы не прорвали в начале июля 1942 года фронт под Харьковом и в Донбассе. А прорвав не двинулись на Сталинград, вдавив в донскую излучину, как в мешок , остатки наших разбитых армий. Теперь, потерявшие управление, рассекаемые немецким бронированным и воздушным клином, до предела измотанные непрерывными боями, части этих армий хлынули на деревянный вешенский мост. На правом берегу для них была смерть, уничтожение или плен, на левом жизнь, возможность драться… Сначала их поток напоминал струйку, неспешно журчащую при чистом небе, но уже через три дня вокруг стоял вой и рев, от которого хотелось заткнуть уши. Тысячи машин, танков, тягачей с орудиями мчались и ползли, поднимая в сухой степи бурые смерчи, на эту ненадежную переправу. Мост гудел, и стонал, и покачивался, и не мог пропустить всех. И в лесу под Базками сбивалось, все увеличиваясь, разномастное железное стадо на колесах и гусеницах. И общее проклятие таких мест – оно не только пришло само, а приволокло на хвосте эскадрильи немецких пикировщиков, которые знали свое дело. Кинжальные взмахи огня, дым, песчаные вихри, столбы воды, синий бензиновый чад, запах гари, стоны раненых и умирающих, щебеночный град по спинам живых…
Деревянный мост имел большое значение для колхозного житья – через него проходили редкие автомобили и чаще всего быки, таская с собой лес и сено. Кроме того, этот мост был единственным в довольно большом районе Дона, что делал его особенно важным для транспортного сообщения.
Однако события Второй мировой войны изменили все. Немцы прорвали фронт под Харьковом и в Донбассе, и направились в Сталинград, окружив и разбивая российские армии. Отчаянно сражаясь и возможностью погибнуть или попасть в плен на правом берегу, уцелевшие части армий русских солдат вынуждены были бежать на левый берег Дона и искать спасение на деревянном мосту в Вешенской.
Мост не мог выдержать такое невероятное наплыв машин, танков и тягачей. Он гудел, стонал и покачивался, а все больше и больше техники скапливалось вокруг моста. Другие единицы железной техники, увеличивая их число, затягивались к мосту в лесной зоне Базками. Эта концентрация железных машин также привлекла немецких пикировщиков, которые предпринимали нападения на сбитые войска, используя свой огонь и взрывы.
На мосту происходило множество страшных событий – огонь, дым, песчаные бури, столбы воды, голубой дым автомобильного бензина, запах гари. Раненые и умирающие стонали, а живым приходилось выдерживать дополнительное страдание от града камней и гравия, который поднимался по их спинам.
Как учитель, я бы объяснил ученику, что данный отрывок описывает ужасы и разрушения военного времени, фокусируясь на значении и роли деревянного моста в этом контексте. Мост был важным путем для транспорта и коммуникации, но с момента прорыва немецкого фронта и наступления войск охраны в Сталинград, он стал сценой ужаса и смерти.
Детали огненной и взрывной битвы на деревянном мосту служат для создания живого и яркого описания событий, которое позволяет читателю почувствовать ужас, опасность и страдания, в которых оказались русские солдаты. Такое описание позволяет нам лучше понять, какие страшные реалии войны пришлось пережить военнослужащим.