I. Вступление Долг, честь и милосердие — безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоречие друг с другом. II. Главная часть 1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием. В любом ее поступке (отказ выйти замуж за Швабрина, стремление снасти Гринева и др.) долг, честь и милосердие оказываются слитыми воедино. 2. С другой стороны, в романе есть герой, который постоянно поступает вопреки и долгу, и чести, и милосердию, — это Швабрин, который вызывает в читателе лишь чувство презрения. 3. Сложные отношения между требованиями долга, чести и милосердия характерны для таких героев, как Гринев, Пугачев, Екатерина II. а) Гринев. До определенного времени для него нет противоречия между долгом и честью. Но в какой-то момент он вынужден пренебречь своим долгом (оставаться в Оренбурге) ради чести и милосердия (он чувствует нравственную обязанность Машу и для этого вынужден обращаться к Пугачеву за Но чести своей он не теряет ни при каких обстоятельствах, что видно, например, в его отношении к Пугачеву: он отказывается ему присягать, смело возражает ему и т.п. б) Пугачев. Для него характерно противоречие между долгом и милосердием. Долг повелевает ему казнить Гринева заодно с защитниками Белогорской крепости, а позже — за обман с Машей. Но милосердие в данном случае берет верх. Даже когда он полностью расплатился с Гриневым за заячий тулупчик, сохранив ему жизнь и свободу, он продолжает совершать добрые и милосердные поступки в частности, Гриневу освободить Машу. Именно это начало милосердия обусловило со чувственное отношение Пушкина к Пугачеву. в) Екатерина II. Для нее так же, как и для Пугачева, характерно определенное противоречие между долгом и милосердием. Она, поверив Маше, помиловала Гринева, хотя долг предписывал ей предать его суду и, может быть, казни. 4. В романе «Капитанская дочка» Пушкину было важно показать, что в человеке самое главное — это именно человеческое начало, стоящее выше сословного положения, общественной роли и т.п. В этом отношении примечательны два эпизода: встреча Гринева с Пугачевым во время метели и встреча Маши с императрицей. В обоих случаях это встречи не дворянина с мужиком и не государыни со скромной дворянкой — это встречи человека с человеком. Именно в таких ситуациях людям свойственно проявлять прежде всего милосердие. III. Заключение Милосердие — высшая нравственная ценность в понимании Пушкина. Не случайно в особую заслугу самому себе он ставил то, что «милость к падшим призывал» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).