Диагностическая работа по русскому языку в 6 классе (диагностика ОУУН) На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны.
Долго бродил по лесу. За день моё лицо и руки загорели.
Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».
Запишите правило о правописании гласных в корне КОС – КАС.
В данных словах объясните графически выбор гласной в корне: выросли, слагаемое, блистательный, озарить, прикоснуться.
Вставьте в слова пропущенные буквы: возр..стной, к..снувшись, разг..раться, подл..жить, к..сательная, выг..реть, изб..ратель, прил..гательное.
Докажите, что написание слов «загорелый» и «горчица» регулируется разными правилами.
Составьте предложение с однородными членами, включив в него слова с чередующимися гласными в корне.
разгорается . корень ГОР,
пробираюсь, корень БИР,
касаются
собираются
зарослей
Поднимается
блестит
предполагал
предположения
устилали,корень СТИЛ,
загорели
В корнях -кос и -кас чередуются гласные о и а. Написание данных слов нельзя проверить ударением. Для таких слов действует следующее правило: если после корня стоит суффикс -а, то в корне пишется гласная а (кас), в остальных случаях принято писать гласную о (кос).
Возрастной, коснувшись, разгораться, подложить, касательная, выгореть, избиратель, прилагательное.
Загорелый без ударения пишется о: загоре́лый; горчица – проверочное слово горечь, горький.