Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.Хочу поделиться работой над звуко-буквенным анализом.1 классСлова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:дом, лом, сам, сын, сом, сон, мак, кон, конь, день, шмель, пень, ель, кульки, тюльпан, труба, дуга, труба, горы, рыбы, раны, сани, санки, розы, козы, лось, книга, стол, зайку, майку, тень, стул, царь, соль, кубик, бусы, пить, рыть, фильм, Яшу, яму.2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем: разбор идет в такой последовательности:1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.3. Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.4. Запишите, выделите фонему (букву).5. Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…и т.д.6. Проверьте, получилось ли слово.Учащиеся имеют памятки:№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОРГласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:а) в начале слова (например: Яша, юла);б) после гласной (например: маяк);в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга) дают два звука.Гласные буквы: а, о, у, э, ы — показывают, что согласный читается твердо.Гласные буквы: я, е, ё, ю и — показывают, что согласный читается мягко.Ь – показатель мягкости.Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.Звуки [ бб’, вв’, зз’, ж, гг’, дд’ ] – звонкие парные.Звуки [ пп’ , фф’ , сс’, ш, кк’ , тт ’] – глухие парные.Звуки [ хх’ , щ, ч, ц ] – глухие непарные.Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.Ъ, Ь знаки – звука не обозначают [ ]’ - мягкость.
д [д'] - согласный, мягкий, звонкий, парный
е [и] - гласный, безударный
м [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
с [з] - согласный, твердый, звонкий, парный
т [д] - согласный, твердый, звонкий, парный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а [`а] - гласный, ударный
ц [ц] - согласный, твердый, глухой, непарный
и [и] - гласный, безударный
я [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
[а] - гласный, безударный