Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, то жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в "Пророке":
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4) Что это значит - духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства.
(14) Бывает и обратное: есть добрые любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществимы к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: "священный сердца жар, к высокому стремленье" (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте...
1. Определите стиль текста:
А) Художественный
Б) Официально-деловой
В) Научный
Г) Публицистический
Д) Разговорный
2. Определите тип текста:
А) Описание с элементами рассуждения
Б) Рассуждение
В) Описание
Г) Повествование
Д) Повествование с элементами описания
3. Укажите вариант, в котором заключена идея текста:
А) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника.
Б) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление?
В) Интеллигентность - не образованность, а духовность.
Г) Жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни.
Д) Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому.
4. Укажите утверждение, не соответствующее содержанию текста:
А) Духовность - это воспитанность и образованность.
Б) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.
В) Нельзя считать духовным человека, который не хочет выйти за круг бытовых забот.
Г) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.
Д) Искусство необходимо для поддержания собственной веры в добро, правду, красоту.
5. Определите троп, использованный в словосочетаниях "священный жар", "высокое стремленье":
А) Сравнение
Б) Эпитет
В) Литота
Г) Гипербола
Д) Аллегория
6. Продолжите предложение словами из текста.
Огромное количество людей, не имея образования...
А) стремится к добру и справедливости.
Б) является ценителями искусства.
В) обладает высочайшей силой духа.
Г) стремится выйти из круга бытовых забот.
Д) любит спорить о смысле жизни.
7. Укажите вариант с вводным предложением:
А) 5
Б) 20
В) 15
Г) 3
Д) 1
ответ: (1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, то жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни.
8. По мнению автора, интеллигентность - это
А) Любовь к театру
Б) Укрепление собственной веры
В) Духовность
Г) Образованность
Д) Поиски собеседника
1А, 2Д, 3Д, 4А, 5Д, 6В, 7Д, 8В
1)а
2)д
3)д
4)а
5)д
6)в
7)д
8)в