Дайте ответ на вопросы Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
ШАРОВАЯ МОЛНИЯ
Сколь бы з_гадочн_м явлен_ем (н_)ост_валась молния все(же) н_кому в голову (н_)пр_дет усомнит(?)ся в ее существовани_. Совсем (по)иному относят(?)ся люди к шаровой молни_ многие и по сей день сч_тают ее оптическ_й и(л,лл)юзией и даже выдумкой. Ра_сказы людей видевш_х шаровую молнию наталк_вают(?)ся порой на такое(же) (не)доверие как ра_сказы о встречах с летающ_ми тарелками. Так что на п_верку шаровая молния (не)столько редкое сколько «социально скрытое» явление многие оч_видц_ оп_сают(?)ся (не)доверия и насмешек и (по)тому пр_дпоч_тают (не)распр_странят(?)ся о виде(н,нн)_м. Между тем и_следования пров_де(н,нн)ые только в одной (не)больш_й д_лин_ в Австрийск_х Альпах пок_зали что за шестьдесят лет на те(р,рр)_тории в сто квадратных километров шаровую молнию видели дев_тнадцать раз. Это значит что оч_видцев шаровой молни_ г_раздо больше чем людей видевш_х место в которое ударила обычная молния. В наш_й стране данные наблюдений за шаровыми молниями соб_рают(?)ся гру(п,пп)ами уче(н,нн)ых при Ярославск_м государстве(н,нн)_м ун_верситете и при Институте высоких температур в Москве. В банке данных ро(с,сс)ийск_х уче(н,нн)ых есть в час(?)ности информация о сорока пяти встречах вое(н,нн)ых сам_летов с шаровыми молниями. Шесть из таких «св_даний» закончились гибелью сам_летов.
Уче(н,нн)ым дов_лось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Летом 1753 года профе(с,сс)ор Рихман п_гиб наблюдая в П_тербурге за воздействием грозы на изобрете(н,нн)ое им устройство для изм_рения электрического поля в атмосфере. От мета(л,лл)ического стержня отд_лился голубой огне(н,нн)ый шар вел_чиной с кулак и ударил Рихмана стоявш_го в шаге от пр_бора прямо в лоб. При этом раздался треск напом_навш_й выстрел из п_столета.
Шансы увидеть шаровую молнию весьма (не)вел_ки пр_мерно один к десяти тысячам. Впрочем есть люди для которых встреча с молнией правда не шаровой а обыкнове(н,нн)ой дело привычное. В американца Роя Салливана молния попадала семь раз. Первая встреча стоила ему ногтя на пальце правой ноги во второй раз молния с_жгла ему брови в третий кожу на левом плече в четвертый волосы в пятый опять же волосы которые успели к тому врем_ни зан_во отр_сти. Последние два п_падания пр_шлись в ногу и в ж_вот. Теперь у Салливана особые дов_рительные отн_шения с молнией. Перед тем как в меня попадает молния ра_сказ_вает он волосы нач_нают потреск_вать это верный с_гнал. Через две с_кунды она в меня б(?)ет. Так что спрятат(?)ся сами пон_маете я не успеваю.
(По материалам журнала «Гео»)
Задания
1. Выделите в тексте признаки научного стиля: а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения; б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть); в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Относится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Докажите.
2. Определите время и вид глаголов-сказуемых во втором абзаце.
а) Слова, подчеркивающие логичность и точность изложения: гипотеза, обоснование, исследование, результаты, данные, заключение.
б) Абстрактная лексика и специальные термины: шаровая молния, оптическая иллюзия, видение, очевидец, гибель, атмосфера, электрическое поле, металлический стержень.
в) Сказуемые, подчеркивающие объективность изложения: считают, заключили, наблюдаются, аккумулируются, доказали.
Данный текст можно отнести к научно-популярному подстилю, так как он содержит объективную информацию о научных исследованиях и фактах, но излагается в доступной и понятной форме для широкой аудитории.
2. Во втором абзаце время и вид глаголов-сказуемых:
- "относятся" - настоящее время, несовершенный вид;
- "считают" - настоящее время, несовершенный вид;
- "рассказываются" - настоящее время, несовершенный вид;
- "показали" - прошедшее время, совершенный вид;
- "видели" - прошедшее время, несовершенный вид;
- "описываются" - настоящее время, несовершенный вид;
- "предпочитают" - настоящее время, несовершенный вид;
- "распространяются" - настоящее время, несовершенный вид.
Таким образом, глаголы-сказуемые во втором абзаце имеют разные временные формы (настоящее время, прошедшее время) и несовершенный вид.