да.
1. Выпишите СПП, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, укажите главное и придаточное, вид придаточного:
А) Луна за облаком спала но люди ей не подражали.
Б) Когда приходит близкий друг твой дом по-праздничному светел.
В) По улицам мела метель и ветер несколько раз принимался с каким-то стоном завывать в трубе.
Г) Пройдя весь маршрут успешно туристы возвращались домой.
2. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:
А) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Б) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
В) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
Г) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места:
А) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.
Б) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
В) Где роскошь, там нет торговли.
Г) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия:
А) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.
Б) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
В) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.
Г) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.
5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
А) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.
В) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.
Г) Даша забыла, зачем пришла.
6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия:
А) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
Б) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
В) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
Г) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.
7. Составьте схему данного предложения:
Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.
8. Укажите ряд цифр, обозначающих запятые между предложениями, связанными подчинительной связью:
Было невесёлое октябрьское утро, (1) когда с неба сыпался крупный снег, (2) но всё-таки зимы ещё не было, (3) так как о мостовую громко стучали колёса и снег, падавший на длинное, (4) как халат, пальто, скоро таял, превращаясь в капли.
9.Спишите, подчеркните главные члены, расставьте знаки препинания, укажите главное и придаточное, определите тип придаточного:
А. Чтобы не заблудиться в лесах надо знать приметы.
Б. Сердце мое заныло когда очутились мы в давно знакомой комнате.
В. Я не знаю где граница между товарищем и другом.
Г. Письмо что ты мне написала меня ничуть не испугало.
- Сложносочиненное предложение, так как содержит две главные части, соединенные союзом "но".
- Главные члены: Луна за облаком спала, люди ей не подражали.
- Придаточное предложение отсутствует.
- Вид придаточного отсутствует.
Б) Когда приходит близкий друг твой дом по-праздничному светел.
- Простое предложение, так как содержит одну грамматическую основу.
- Главный член: дом по-праздничному светел.
- Придаточное предложение: Когда приходит близкий друг твой.
- Вид придаточного: предложение вопросительное
В) По улицам мела метель и ветер несколько раз принимался с каким-то стоном завывать в трубе.
- Сложноподчиненное предложение, так как содержит главное и придаточное предложения, соединенные союзом "и".
- Главные члены: По улицам мела метель, ветер несколько раз принимался с каким-то стоном завывать в трубе.
- Придаточное предложение: нес・колько раз принимался с каким-то стоном завывать в трубе.
- Вид придаточного: предложение времени
Г) Пройдя весь маршрут успешно туристы возвращались домой.
- Простое предложение, так как содержит одну грамматическую основу.
- Главный член: туристы возвращались домой.
- Придаточное предложение отсутствует.
2. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:
- Б) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места:
- А) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия:
- Г) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.
5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
- В) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.
6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия:
- Б) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
7. Составьте схему данного предложения:
- Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.
ГП - Не было дня с самого моего раннего детства
ВВ - чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии
ПП - когда наступало первое тепло
8. Укажите ряд цифр, обозначающих запятые между предложениями, связанными подчинительной связью:
- Запятые ставятся после предложения Б (1), после предложения В (2), после предложения Г (3), и перед словом "как" в предложении (4).
9. Спишите, подчеркните главные члены, расставьте знаки препинания, укажите главное и придаточное, определите тип придаточного:
- А. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы.
Главный член: надо знать приметы.
Придаточное предложение: Чтобы не заблудиться в лесах.
Тип придаточного: придаточное условия.
- Б. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
Главный член: Сердце мое заныло.
Придаточное предложение: когда очутились мы в давно знакомой комнате.
Тип придаточного: придаточное времени.
- В. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.
Главный член: Я не знаю.
Придаточное предложение: где граница между товарищем и другом.
Тип придаточного: придаточное места.
- Г. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.
Главный член: меня ничуть не испугало.
Придаточное предложение: что ты мне написала.
Тип придаточного: придаточное дополнительное.