Привет мой юный друг , сегодня я хочу рассказать тебе об одной книге ."Письма о добром" - одна из самых задушевных книг академика Д. С. Лихачева. В ней он щедро делится с читателями, в первую очередь молодыми, своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, о мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Читатель найдет в книге ответы на свои сегодняшние и завтрашние вопросы: как не быть смешным? как справиться с завистью? как прожить долгую и счастливую жизнь?
Когда "Письма о добром" впервые печатались в болгарских газетах, каждое из них сопровождалось фотографией Дмитрия Сергеевича. Этот принцип оформления возрожден в данном издании: в книге помещены более двадцати лучших портретов Д. С. Лихачева.
Маленькая, карманного формата книжица для тех, кто ищет в жизни твердых принципов и готов им следовать в любой ситуации. Предназначена, на мой взгляд, для постоянного ношения во внутреннем кармане - там же, где вместо нее может лежать "Книга воина света" Коэльо или "Карманный справочник Мессии" Ричарда Баха.
Правда, если две последние книги больше метафизические, с пространными рассуждениями о свободе, воле и т. д. - то книга Лихачева совсем иная. Письма о добром действительно писались как письма - к относительно юному читателю, который находится в поисках внутреннего стержня. Дмитрий Сергеевич откровенно говорит о том, как надо относиться к окружающим, к культуре, к языку. Его принципы и нравственная позиция строги - и отступления не предполагают. Тому, кто захочет следовать этой дорогой придется нелегко - впрочем, этого Лихачев тоже не скрывает, признавая, что, однако, внутренне такой человек свободнее и сильнее прочих "бесхребетных".
При чтении улыбки не возникало, но было много-много мыслей иного характера, как то: размышления о доброте, семье, учебе, природе, смысле жизни, в конце концов. О содержании тут говорить я не буду, думаю, достаточно почитать цитаты.
Я очень, очень долго читала эту книгу. Прочитав до половины, оставила ее, и вернувшись только через год-полтора, смогла продолжить. Письма идут по возрастанию сложности их, так что, считаю, я сделала правильно. Прежде всего в том, что вернулась и дочитала.
Книгу перечитывать и перечитывать, кусочками, полностью, вдумываясь в текст, пропитываясь им. В любом возрасте, возвращаясь и перескакивая, осмысляя и запоминая.
Автор считает, что каждый человек должен иметь большую личностную цель и быть увлечённым своей профессией. Дело, которым мы занимаемся, должно приносить радость, быть призванием.
Настоящее счастье человеку приносит патриотизм. Любовь к своему народу начинается с изучения его Автор любит Древнюю Русь и восхищается её письменностью и искусством. Изучение древнерусской истории может духовно обогатить нас и подсказать много нового.
Автор рассуждает об интеллигентности, которая проявляется в уважении к родителям, в умении незаметно ближнему, в повседневном поведении человека. Выражается интеллигентность и в умении человека не быть смешным, вести себя с достоинством. Поведение человека соответствует его цели. Если цель большая и мудрая, то достойны и средства, которыми она достигается. Свой характер и лучших друзей человек приобретает в юности. Именно друзья детства облегчают нам взрослую жизнь.
Автор считает самой большой ценностью язык народа. Русский язык — один из самых богатых в мире. Признак культурного человека — не только умение хорошо писать на родном языке, но и знание классической литературы.
Автор призывает возвышать друг друга, пробуждая в окружающих их лучшие черты и не замечая недостатков
Часть 2
Автор замечает, что самые «русские черты» характера — жалость, приветливость. Понятие воли для русских отражается в широких пространствах, а тоска ассоциируется с теснотой. Русская храбрость — это удаль, широкая, удалая смелость.
С XII века человеческая культура противопоставляется природе. По Жан Жаку Руссо, «естественный человек» близок к природе и поэтому необразован. Так же считал и Лев Толстой, противопоставляя крестьянство интеллигенции.
По мнению автора, образованность и интеллигентность — естественные состояния человека, а невежество ненормально и противоестественно. У природы есть своя культура. Человеческая культура смягчила резкость русского пейзажа, а природа сгладила все нарушения равновесия, допущенные человеком.
Русская пейзажная живопись посвящена в основном временам года, явлениям природы и человеку в природе. Природу каждой страны формировала культура живущего в ней народа, а в садах и парках природа «очеловечена» и сродни искусству.
Отношение к бывает двух родов: как к зрелищу, и как к памятнику Автор — сторонник второго рода отношения. Культура — это тот же парк, где облагороженная природа слита с искусством. Всю прелесть русской природы открыл для нас Пушкин, которого Достоевский считал идеалом русского человека.
Мерить культуру нужно по национальному идеалу, созданному народом, который уводит от душевной скупости, узости и мещанства, от мстительности и национализма. Этот идеал существовал и в Древней Руси.
Часть 3[править]
Экологией культуры автор считает градостроительство, основанное на изучении истории развития городов. В качестве примера он рассматривает строительство древнерусских городов, в частности, Великого Новгорода. При его строительстве обращалось внимание на виды, открывающиеся из домов, Планировка Новгорода создавала ощущение простора.
Для экологии культуры важны памятники ведь если природа может залечить раны, нанесённые человеком или стихией, то потеря памятников — старинных зданий, монументов, рукописей, фресок — невосполнима. К сожалению, их система хранения в России организована плохо. Многие рукописи и фрески потеряны или загублены неумелой реставрацией, но немало сохранено и даже издано в «Библиотеке всемирной литературы».
Автора радует, что древнерусская культура начала входить в моду, но огорчают во многом уродливые формы, которые принимает это явление. Однако он надеется, что люди увидят красоту, которая таится в культуре Древней Руси.
Часть 4[править]
Великий Новгород, огромный по тем временам город, был портом четырёх морей и являлся независимой республикой. Управляла им феодальная аристократия и купечество, а народ мог свободно высказать своё мнение на новгородском вече.
Новгород стоял на торговом пути из Скандинавии в Византию, поэтому в него стекались знаменитые зодчие, иконописцы, переводчики, которые и формировали новгородское искусство. Найденные учёными берестяные грамоты XIII—XIV веков свидетельствуют, что практически все новгородцы были грамотными.
Сильна была в Новгороде и градостроительная дисциплина — все здание в центре города не превышали высотой Святую Софию. Благоустройство города превосходило многие европейские столицы, а многочисленные церкви были построены с большим мастерством.
Ренессанса в Древней Руси не было, поэтому расцвет новгородского искусства пришёлся на XIV век — время Предренессанса. Хотя он и потерял свою независимость, московские князья всегда относились к Новгороду уважительно и пользовались его культурными богатствами. С этого момента новгородская культура приобрела общенациональные черты и мировое значение.
Привет мой юный друг , сегодня я хочу рассказать тебе об одной книге ."Письма о добром" - одна из самых задушевных книг академика Д. С. Лихачева. В ней он щедро делится с читателями, в первую очередь молодыми, своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, о мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Читатель найдет в книге ответы на свои сегодняшние и завтрашние вопросы: как не быть смешным? как справиться с завистью? как прожить долгую и счастливую жизнь?
Когда "Письма о добром" впервые печатались в болгарских газетах, каждое из них сопровождалось фотографией Дмитрия Сергеевича. Этот принцип оформления возрожден в данном издании: в книге помещены более двадцати лучших портретов Д. С. Лихачева.
Маленькая, карманного формата книжица для тех, кто ищет в жизни твердых принципов и готов им следовать в любой ситуации. Предназначена, на мой взгляд, для постоянного ношения во внутреннем кармане - там же, где вместо нее может лежать "Книга воина света" Коэльо или "Карманный справочник Мессии" Ричарда Баха.
Правда, если две последние книги больше метафизические, с пространными рассуждениями о свободе, воле и т. д. - то книга Лихачева совсем иная. Письма о добром действительно писались как письма - к относительно юному читателю, который находится в поисках внутреннего стержня. Дмитрий Сергеевич откровенно говорит о том, как надо относиться к окружающим, к культуре, к языку. Его принципы и нравственная позиция строги - и отступления не предполагают. Тому, кто захочет следовать этой дорогой придется нелегко - впрочем, этого Лихачев тоже не скрывает, признавая, что, однако, внутренне такой человек свободнее и сильнее прочих "бесхребетных".
При чтении улыбки не возникало, но было много-много мыслей иного характера, как то: размышления о доброте, семье, учебе, природе, смысле жизни, в конце концов. О содержании тут говорить я не буду, думаю, достаточно почитать цитаты.
Я очень, очень долго читала эту книгу. Прочитав до половины, оставила ее, и вернувшись только через год-полтора, смогла продолжить. Письма идут по возрастанию сложности их, так что, считаю, я сделала правильно. Прежде всего в том, что вернулась и дочитала.
Книгу перечитывать и перечитывать, кусочками, полностью, вдумываясь в текст, пропитываясь им. В любом возрасте, возвращаясь и перескакивая, осмысляя и запоминая.
Автор считает, что каждый человек должен иметь большую личностную цель и быть увлечённым своей профессией. Дело, которым мы занимаемся, должно приносить радость, быть призванием.
Настоящее счастье человеку приносит патриотизм. Любовь к своему народу начинается с изучения его Автор любит Древнюю Русь и восхищается её письменностью и искусством. Изучение древнерусской истории может духовно обогатить нас и подсказать много нового.
Автор рассуждает об интеллигентности, которая проявляется в уважении к родителям, в умении незаметно ближнему, в повседневном поведении человека. Выражается интеллигентность и в умении человека не быть смешным, вести себя с достоинством. Поведение человека соответствует его цели. Если цель большая и мудрая, то достойны и средства, которыми она достигается. Свой характер и лучших друзей человек приобретает в юности. Именно друзья детства облегчают нам взрослую жизнь.
Автор считает самой большой ценностью язык народа. Русский язык — один из самых богатых в мире. Признак культурного человека — не только умение хорошо писать на родном языке, но и знание классической литературы.
Автор призывает возвышать друг друга, пробуждая в окружающих их лучшие черты и не замечая недостатков
Часть 2
Автор замечает, что самые «русские черты» характера — жалость, приветливость. Понятие воли для русских отражается в широких пространствах, а тоска ассоциируется с теснотой. Русская храбрость — это удаль, широкая, удалая смелость.
С XII века человеческая культура противопоставляется природе. По Жан Жаку Руссо, «естественный человек» близок к природе и поэтому необразован. Так же считал и Лев Толстой, противопоставляя крестьянство интеллигенции.
По мнению автора, образованность и интеллигентность — естественные состояния человека, а невежество ненормально и противоестественно. У природы есть своя культура. Человеческая культура смягчила резкость русского пейзажа, а природа сгладила все нарушения равновесия, допущенные человеком.
Русская пейзажная живопись посвящена в основном временам года, явлениям природы и человеку в природе. Природу каждой страны формировала культура живущего в ней народа, а в садах и парках природа «очеловечена» и сродни искусству.
Отношение к бывает двух родов: как к зрелищу, и как к памятнику Автор — сторонник второго рода отношения. Культура — это тот же парк, где облагороженная природа слита с искусством. Всю прелесть русской природы открыл для нас Пушкин, которого Достоевский считал идеалом русского человека.
Мерить культуру нужно по национальному идеалу, созданному народом, который уводит от душевной скупости, узости и мещанства, от мстительности и национализма. Этот идеал существовал и в Древней Руси.
Часть 3[править]
Экологией культуры автор считает градостроительство, основанное на изучении истории развития городов. В качестве примера он рассматривает строительство древнерусских городов, в частности, Великого Новгорода. При его строительстве обращалось внимание на виды, открывающиеся из домов, Планировка Новгорода создавала ощущение простора.
Для экологии культуры важны памятники ведь если природа может залечить раны, нанесённые человеком или стихией, то потеря памятников — старинных зданий, монументов, рукописей, фресок — невосполнима. К сожалению, их система хранения в России организована плохо. Многие рукописи и фрески потеряны или загублены неумелой реставрацией, но немало сохранено и даже издано в «Библиотеке всемирной литературы».
Автора радует, что древнерусская культура начала входить в моду, но огорчают во многом уродливые формы, которые принимает это явление. Однако он надеется, что люди увидят красоту, которая таится в культуре Древней Руси.
Часть 4[править]
Великий Новгород, огромный по тем временам город, был портом четырёх морей и являлся независимой республикой. Управляла им феодальная аристократия и купечество, а народ мог свободно высказать своё мнение на новгородском вече.
Новгород стоял на торговом пути из Скандинавии в Византию, поэтому в него стекались знаменитые зодчие, иконописцы, переводчики, которые и формировали новгородское искусство. Найденные учёными берестяные грамоты XIII—XIV веков свидетельствуют, что практически все новгородцы были грамотными.
Сильна была в Новгороде и градостроительная дисциплина — все здание в центре города не превышали высотой Святую Софию. Благоустройство города превосходило многие европейские столицы, а многочисленные церкви были построены с большим мастерством.
Ренессанса в Древней Руси не было, поэтому расцвет новгородского искусства пришёлся на XIV век — время Предренессанса. Хотя он и потерял свою независимость, московские князья всегда относились к Новгороду уважительно и пользовались его культурными богатствами. С этого момента новгородская культура приобрела общенациональные черты и мировое значение.
Автор вспоминает блокадный Ленинград.