Cоставить тезисы о культуре речи народ – не только творец языка, но и двигатель его . народ вместе с тем, стоит на страже сокровищ своего родного слова, пользуясь ими и умножая их в своей речи и словесно-поэтическом творчестве. причин отклонений от чистоты и правильности речи много: и неполное усвоение норм выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка». как нужно бороться за чистоту, точность и правильность языка? необходимо воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним. чтобы воспитательная работа в области культуры речи была действительно действенной и плодотворной, надо определить, с чем бороться, что признать ошибками и неправильностями, типичными для современности. во-первых, самая сложная и разнообразная по составу – это группа небрежностей и неправильностей в речи, вызванная недостаточным знанием стилистических своеобразий или смысловых оттенков разных выражений и конструкций, а также правил сочетания слов. например, в разговорной речи: «играть значение» (вместо: играть роль или иметь значение); «одержать успехи» (вместо: добиться успехов или одержать победу) и т.п. во-вторых, к границам разговорно - речи приблизились и иногда беспорядочно врываются в сферу выражения просторечные слова и обороты: ложить (вместо класть), обратно вместо опять («обратно дождь пошел»), крайний (вместо последний), взади (вместо сзади), заместо (там, где нужно: вместо) и т.д. в-третьих, еще одно явление в жизни современного языка, особенно в разговорной речи – это широкое и усиленное употребление своеобразных вульгарных жаргонизмов. таковы выражения: «что надо», «сила» (в смысле замечательный), «вякнуть» (по телефону); «газует» (бежит); «хата» (в смысле квартира) и т.п. распространение этого вульгарно-жаргонного речевого стиля многих смущает и возмущает. многие готовы квалифицировать его, и вполне справедливо, как «осквернение языка пушкина, толстого». в-четвертых, не менее тяжелым препятствием для свободного развития выразительных стилей современного языка является чрезмерное разрастание у нас употребление шаблонной, канцелярской речи. комические эффекты вызывает также пристрастие к ученым и изысканно-книжным словам и выражениям, которые употребляются без всякой нужды и нередко в совершенно неподходящей обстановке: например, «лимитировать количество», «фактор времени» и др. в-пятых, естественно, что отсутствие прочных и точных языковых навыков, влияние просторечия особенно часто обнаруживается в произношении, в воспроизведении звуковой формы слова. сюда относятся и колебания в ударении, а часто – просто ударения в отдельных словах как разговорного, так и книжного происхождения, и в их формах. например, произношение: фанэра, музэй, тэрмин и т.д. мне хотелось бы еще раз подчеркнуть огромное значение вопросов культуры речи, значение стилистических навыков и лингвистических знаний. высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье языка, умение пользоваться его выразительными средствами и его стилистическим многообразием – лучшая опора и важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. (по академику в.в.виноградову).

elen19871 elen19871    2   03.04.2019 07:51    0

Другие вопросы по теме Русский язык