Чтение Задание I.
Прочитайте текст, выполните задания к нему.
1. Определите тему текста. Выразите её в заголовке текста. [1 б]
2. Определите тип текста. Приведите 1 аргумент. [1 б]
4. Сформулируйте по тексту 2 вопроса: 1 «тонкий» и 1 «толстый». [2 б]
5. Выпиши числительные прописью в том же падеже, в каком даны в тексте [2 б].
Уверенно шагал по земле веселый человек. Мечтал учиться, обновлять и украшать землю. У него, топографа Спиридона Спицына, была самая мирная профессия. Но пришлось стать воином.
В декабре 1941 года Спицына направили в военное училище. А в августе следующего года он уже на фронте.
Получил молоденький лейтенант взвод солдат, вооруженных противотанковыми ружьями. Присматривался к бойцам, привыкал командовать, учил и сам учился науке воевать. Но недолго провоевал Спиридон Спицын: 15 сентября его нашли полузасыпанного от взрыва гранаты, еле живого, и отправили в госпиталь.
И снова — борьба. Теперь уже с собственной немощью и бессилием. Врачи советовали бросить мысль о фронте. Спиридон думал иначе: «Рановато мне в тыл. Есть еще неоплаченный должок». И почти через год поставленный на ноги усилиями врачей, а больше собственной неуемной энергией, лейтенант Спицын был уже на пыльных дорогах Украины, догонял свой полк…
24 сентября 1943 года. На плотах и лодках начал переправу через Днепр взвод Спицына.
Маленькие суденышки плыли вперед, совершая самые невероятные манёвры под шквалом пуль. Благодаря находчивости гвардии лейтенанта Спицына взвод переправился без потерь. Быстро окопались на склоне высоты.
Противник не заставил себя ждать. На светлой черте горизонта выросли темные фигурки и молча пошли в атаку.
— Подпустить поближе, — передал командир взвода. А через несколько секунд резко:
— Огонь!
Десятки вспышек блеснули в сумерках, заговорил пулемет. Фашисты залегли. Немного погодя гитлеровцы вновь двинулись вперёд. Взрыв – и погиб командир роты. Спицын принял командование на себя.
Враг насел. Патроны были на исходе. Таяли ряды бойцов. Но противнику никак не удавалось сбросить роту Спицына в реку. Вот фашисты пошли в седьмую атаку. Охнул и неподвижно застыл пулеметчик. Его сменил сам ротный Спицын. Враг не выдержал его губительного огня. Но вражеская пуля настигла и пулемётчика. В этом жарком бою смертью храбрых погиб гвардеец Спиридон Спицын. Перестало биться горячее комсомольское сердце, умевшее нежно любить родную землю и люто ненавидеть ее врагов. Всего в этом бою полк не досчитался 357 человек.
За героический подвиг, проявленный при форсировании Днепра, прочного закрепления плацдарма на Западном берегу Днепра Президиум Верховного совета СССР присвоил Спицыну Спиридону Матвеевичу звание Героя Советского Союза посмертно.
Задание II. Прочитай внимательно текст. Выскажи свои мысли по теме: «Нужен ли в Бектау-ата заповедник? Надо ли людям заботиться о столь щедром даре природы?»
Природа Бектау - ата прекрасна, ее можно назвать оазисом в пустыне. В горных ущельях много лесов и рощ, родников с целебной водой. На каменной глади - маленькие озерца. В Бектау-Ата растёт около 300 видов луговых и степных растений. Из них около 50 видов — лекарственные. Встречаются шиповник, таволга, боярышник, жимолость, смородина. Здесь сохранилось ещё и редкое растение — астрагал Кесслера. Известно в Бектау-Ата и занесённое в Красную книгу растение — копеечник бектауатавский, а также арча, или можжевельник, растущий буквально на голых скалах. Здесь обнаружен редкий зверёк — пятипалый карликовый тушканчик. В горах живут архары. В низовьях и в степи встречаются сайгаки, косули, джейраны и другие копытные, за которыми гоняются волки. К сожалению, после нескольких пожаров, имевших место в последнее время, стало меньше и растений, и животных. Лесные участки привлекают множество птиц. Это горлицы, иволги, варакушки, славки, овсянки, каменки.