Чтение текста. Весенний вечер в лесу.
За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.
Вот сам с собою шевельнулся на земле мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.
Много звуков в вечернем лесу.
Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.
«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.
Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.
Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.
«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.
Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.
Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
Содержательный и языковый анализ текста.
- Что описывается в тексте?
- Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (примеры изобразительно-выразительных средств),
- Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки?
- В каком времени употреблены глаголы?
- А как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»?
- Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали?
Выполнение заданий:
1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения, записываете номера предложений).
2. Просмотреть собранный материал и определить основную мысль будущего изложения.
3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.