Чокан Валиханов был чингизидом — правнуком знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аманкарагайского внешнего округа. При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Будучи сыном старшего султана, Чокан с детства имел возможность общаться с известными поэтами, певцами и композиторами, знакомился с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Рисование обостряло наблюдательность Валиханова. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь.
В 1847 году в возрасте 12 лет Чокан Валиханов был отправлен на учёбу в Омский кадетский корпус. Там он познакомился с кадетом младшего класса Г. Н. Потаниным, с которым впоследствии Валиханова связывала большая дружба. Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям, и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию.

1. Определи стиль данного текста
A. Научный
B. Разговорный
C. Публицистический
D. Официально-деловой
E. Художественный

2. Укажи признаки публицистического стиля:
A. сообщая факты, формировать общественное мнение
B. стандартность средств выражения
C. безличность изложения
D. актуальность проблематики
E. тяготение к нормированной речи

3. Определи жанр. Газетный жанр, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт, событие или рассматривается определенный вопрос –
A. Интервью
B. Эссе
C. Заметка

4. Выпиши из текста перифразы (не менее 2-х), относящиеся к Шокану Уалиханову.

5. Выпиши из предложения словосочетание числительное + существительное. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Определи морфологические и синтаксические признаки числительного по плану: начальная форма, постоянные морфологические признаки, непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль (каким членом предложения является).

6. Укажи инверсионные предложения (предложения с обратным порядком слов).
A. Шокан Уалиханов был чингизидом.
B. Чокан Валиханов родился в орде-зимовке.
C. При рождении мальчику было дано мусульманское имя.
D. В детстве мальчик учился в казахской школе.
E. Прозвище Чокан закрепилось как официальное имя.
F. Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям.

7. Запиши предложения, расставляя необходимые знаки препинания и раскрывая скобки, записывая числительное словами:
В возрасте 12 лет Чокан Валиханов был отправлен на учёбу в Омский кадетский корпус. Там он научился говорить (по)русски. (По)видимому во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям.

ARCrafter ARCrafter    3   04.02.2022 15:22    4

Ответы
Lanevskie2004 Lanevskie2004  04.02.2022 15:30

Чокан Валиханов был чингизидом, правнуком знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан один из 30 сыновей Абылай хана, Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аманкарагайского внешнего округа. При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Будучи сыном старшего султана, Чокан с детства имел возможность общаться с известными поэтами, певцами и

композиторами, знакомился с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Рисование обостряло наблюдательность Валиханова. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь. В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокан Валиханов был отправлен на учёбу в Омский кадетский

корпус. Там он познакомился с кадетом младшего класса Г. Н. Потаниным, с которым впоследствии Валиханова связывала большая дружба. Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию.

1. Стиль C. Публицистический.

2. Признаки публицистического стиля:

A. сообщая факты, формировать общественное мнение

D. актуальность проблематики

E. тяготение к нормированной речи

3. Жанр B. Эссе.

4. Перифразы: При рождении мальчику было дано мусульманское имя; В детстве мальчик учился в казахской школе.

5. Словосочетание числительное+существительное: один из 30 сыновей Абылай хана; начальная форма тридцать, простое, количественное, целое, родительный падеж, входит в состав дополнения.

6. F. Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям.

7. В возрасте двенадцати лет Чокан Валиханов был отправлен на учёбу в Омский кадетский корпус. Там он научился говорить по-русски. По-видимому, во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык